Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Иерихон — это образ мира сего, лежащего во зле и во грехе; иерихонский слепой болен слепотой этого мира, именно от такой слепоты исцеляет Христос; иерихонский слепой громко просил Христа об исцелении, то есть вел себя неприлично с точки зрения этого мира; мир призывает нас не обращаться ко Христу; православная культура знает много способов абстрагироваться от христианства; от иерихонской слепоты может исцелить только Христос и только того, кто Его об этом просит; мы все страдаем этой слепотой, даже если кажемся зрячими.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня мы слышали в евангельском чтении рассказ о том, как Христос исцелил иерихонского слепого. Конечно, в Евангелии никакая деталь не является случайной, все является символическим и особенно значимым. Это относится и к тому, что слепой был иерихонский. Казалось бы, почему было просто не сказать, что был слепой, который просил об исцелении и который был исцелен? Но надо было уточнить, что он иерихонский, и в этом был особенный смысл.

И, действительно, мы знаем каков смысл Иерихона в Библии. Потому что, несмотря на то, что Иерихон — это был совершенно конкретный город со своей историей, где в то время — во времена Христа — жили иудеи, но это также город символический — первый город, который был взят после вторжения в землю обетованную стана израильского во главе с Иисусом Навином. Причем, он не просто был взят, а он был взят через седмократное обхождение вокруг, так что стены его сами пали.

Что это означает? Что Иерихон — город, населенный язычниками, от седмократного обхождения (которое означает семь тысяч лет — как толкуют Святые Отцы, это символическая продолжительность всей земной истории) падает, то есть Иерихон — это образ мира сего, лежащего во зле и в грехе, и стены его падают, когда кончается история.

И вот этот сегодняшний слепой из Иерихона, он болен слепотой этого мира. То есть, в символическом смысле, он является не только телесно слепым. Он, в буквальном смысле, был слепым, но для нас важно не столько это, сколько то, что он был слепым в том смысле, в котором слеп этот мир. А в мире этом, даже если кажется, что многие люди зрячи, и в медицинском смысле они и на самом деле зрячи, но, по сути, они все слепы.

И смысл здесь понятен — именно от такой слепоты исцеляет Христос. Потому что мы знаем, что многие христиане, и даже многие святые не были в телесном смысле излечены от слепоты, они так всю жизнь и прожили слепыми, потеряв зрение. Но они были более зрячими, чем многие из их зрячих современников.

То, что сегодняшний слепой был к этому готов, отчасти показывает и предыстория этого исцеления, которую мы тоже сегодня слышали. Потому что когда он просил, чтобы его исцелил Христос, то вокруг стояли люди (там была толпа народа), которые говорили ему: “Что ты утруждаешь учителя, перестань кричать!” То есть веди себя прилично, как сказали бы сегодня. А он себя вел, действительно, неприлично, тем, что требовал, чтобы Христос его исцелил. Но именно благодаря тому, что он вел себя неприлично с мирской точки зрения, он и получил исцеление.

Это еще раз нам показывает слепоту всякого мирского взгляда, потому что мир всячески нам говорит не обращаться ко Христу, чтобы не обращаться к Богу, чтобы жить своими обычными жизненными реалиями. А когда мы начинаем это делать, то получается, что мы выделяемся, мы начинаем вести себя неприлично, мы показываем, что нам “больше всех надо”, потому что никто не кричит, а мы кричим. Но без этого не может быть никакого спасения.

И, к сожалению, это не кончается и в Церкви Божией. Потому что, действительно, во всех странах, где существует многовековая православная культура, — это не только является добром (хотя это, конечно же, является добром), но это также является злом. Потому что православная культура содержит очень много способов абстрагироваться от христианства, обходить христианство и, внешне будучи христианами, жить совершенно не по-христиански. То есть не относиться всерьез к важнейшим аскетическим постановлениям, то есть жить просто житейским умом, здравым смыслом, — короче говоря, жить той самой иерихонской слепотой, от которой исцеляет Христос.

Конечно, исцеляет только Он, никто своими силами от нее исцелиться не может. Но исцеляет Он не всех подряд, а только тех, кто этого хочет, кто просит Его об этом, кто не смотрит, как ведут себя другие люди вокруг, даже если это православные христиане, а смотрит только на то, как надо, как показывают святые отцы и как учит Евангелие, потому что это одно и тоже — как показывают святые отцы и как учит Евангелие. И вот только тогда действительно можно говорить о христианстве, тогда Господь исцеляет нас от этой нашей иерихонской слепоты, которой все мы страдаем, даже если кажемся зрячими.

Аминь.