Священномученик Димитрий. Как мы должны совершать память новомучеников. Что такое православие в нашей личной жизни. Принадлежность к истинной Церкви — не повод для того, чтобы жить нерадиво. Цель христианина не в том, чтобы жить долго и счастливо на земле.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Сегодня мы совершаем память священномученика Димитрия, епископа Гдовского. И хотя Гдов это всего лишь небольшой городок под Псковом, который когда-то входил в Санкт-Петербургскую епархию, и сама по себе жизнь Гдова для Петербурга была, может быть, и не так важна, но именно епископ Гдовский в последнее время существования у нас здесь истинно-православной епархии Санкт-Петербургской сыграл самую важную роль. Потому что этот епископ Димитрий был управляющим Санкт-Петербургской епархией. Как мы знаем, последний Санкт-Петербургский архиерей, который был от Истинно-Православной Церкви, митрополит Иосиф Петроградский, в 1927 году провел в Петербурге всего лишь три дня, не успев вступить реально в управление делами, и после этого советская власть уже никогда в жизни не допускала его приехать в Петербург. И епархиальное управление было возложено на одного из викарных епископов, который тут жил, а именно, главным образом на епископа Димитрия. И конечно, советская власть не могла этого потерпеть, и спустя какое-то время, в начале 30-х годов, его арестовали, и потом, в 1935 году, он был расстрелян. Такова была судьба практически всех истинно-православных архиереев, особенно тех, кто, как святитель Димитрий, пытался управлять Церковью в то время, когда она только начинала переходить на катакомбное положение.
И вот, мы должны особенно поминать в нашем городе и в нашем храме митрополита Иосифа Петроградского, а вслед за ним и ряд других архиереев, и первым в этом ряду стоит Димитрий, епископ Гдовский. А для этого мы должны, конечно, не только молитвенно совершать память их, что мы по возможности делаем, но должны стараться, чтобы в нашей жизни, в жизни нашего прихода и лично в жизни каждого из нас было истинное православие, чтобы мы, прежде всего, держали православную веру и не только в конфессиональном смысле, будучи в общении с истинно-православными епископами, но и в нашей личной жизни. Потому что если что-то будет неправильно здесь, то с какого-то момента все начнет портиться и в нашей общецерковной жизни.
А что же такое истинное православие в нашей личной жизни? Это, конечно, не только общение с истинно-православным архиереем и не только отвержение всяких еретических догматов, хотя, естественно, без этого нельзя говорить ни о каком истинном православии: это условие, хотя и необходимое, но отнюдь не достаточное. Потому что истинное православие заключается в том, чтобы во всем объеме следовать учению Церкви. А это значит — следовать не только в том, что касается каких-то основных догматических положений относительно Троицы, относительно Церкви, не исповедовать ересь экуменизма, но это также касается и того, чтобы следовать аскетическому учению нашей Церкви. Потому что если мы будем думать, что по причине одной лишь принадлежности к какой-то истинной церковной организации мы уже спасемся, то, как мы должны хорошо понимать из той же догматики, это, конечно, совершенно не так, и мы только получим большее осуждение, если будем жить нерадиво.
А для того чтобы жить православно, мы должны понимать, что христиане это не такие люди, которые хотят жить долго и счастливо, но при этом согласны, в качестве платы за это, соблюдать какие-то заповеди Божии. Потому что, конечно, христианство состоит совершенно в ином, и смысл исполнения заповедей Божиих тоже состоит совершенно в ином и отнюдь не в том, чтобы жить долго и счастливо. Этот смысл заключается в том, чтобы, раз уж на то пошло, с точки зрения житейской всегда жить несчастливо. Но христианская жизнь заключается не в том, чтобы испытывать эмоциональные состояния положительные, равно как и не в том, чтобы испытывать эмоциональные состояния отрицательные. Потому что счастлив может быть только тот, кто чувствует себя по временам несчастным, а несчастным — тот, кто чувствует себя по временам счастливым. Ни тот, ни другой не является православным человеком. Потому что православный человек живет по ту сторону счастья и несчастья; его не должны привлекать в жизни всякие счастливые моменты и приятные эмоциональные состояния, — и тогда его не так будут угнетать состояния, наоборот, неприятные и несчастливые. Потому что православный человек живет совершенно другим. Независимо от того, как приходится его телу или душе (именно душе, а не духу, животной на самом деле душе), православному человеку приходится как-то иначе. Его состояние зависит только от одного — от того, исполняет он Божии заповеди или нет. Потому что только от этого зависит, находится ли он в общении с Богом или нет, в общении именно реальном, обоживается ли он и спасается ли он. И ничто другое не должно нас интересовать. Интересовать нас должен только Бог, а не какие-то житейские цели. Если же мы хотим, чтобы у нас по-житейски было то, или другое, или третье, или четвертое, если мы чувствуем радость от каких-то одних эмоциональных состояний и боимся и не любим другие эмоциональные состояния, то из этого надо заключить, что интересы наши совершенно не православные, что мы живем не по-христиански, и ни о каком истинном православии в нашей жизни пока что говорить не приходится. Конечно, осознавая это за собой, мы должны понимать, что это не повод для отчаяния, а повод только для того, чтобы осознать, в чем нужно исправлять свою жизнь, и начать это делать, т.е. исправлять свою жизнь. Поэтому, совершая память новомучеников, совершая особенно память тех, кто открыл перед нами путь истинного православия, как празднуемый сегодня Димитрий, епископ Гдовский, который именно для нас в Петербурге имеет такое большое значение, мы должны понимать, что мы не просто должны один раз в году собраться и помолиться, пусть даже причастившись и исповедавшись, в день памяти того или иного святого (хотя все это хорошо, и по возможности надо это делать), но прежде всего мы должны исправлять свою жизнь, причем не раз в году, а повседневно. Аминь.