Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Очень хорошо, что в гражданской жизни мы перешли на Григорианский календарь, и поэтому гражданское новолетие, которое является гражданским праздником, но не церковным, не пересекается ни с какими большими церковными праздниками. А когда петровский новый год попадал на 1 января церковного года, на праздник Обрезания Господня, тогда участие в праздновании гражданского праздника мешало празднованию церковному. А сейчас оно не мешает.

Но в то же время, каждый день — праздник каких-то святых, и очень удачно, что празднование нового года теперь соединилось с  памятью двух святых Вонифатиев – мученика и епископа. Каждый из них особо напоминает нам своим житием о том, что не надо пьянствовать и предаваться всяким излишествам.

Святителю Вонифатию есть даже особая молитва об избавления от пьянства. Это еще идет с давних времен, когда никто в этот день не праздновал новый год. Он совершил какое-то чудо, когда как раз умножил вино там, где его не хватало, и в молитве говорится, что ты умножил вино там, где его не хватало, и поэтому убери его оттуда, где оно лишнее. Примерно такой смысл.

Что касается мученика Вонифатия, которому совершается служба сегодня, и Аглаи, которая с ним была, то у них вообще назидательная жизнь. Они как раз являются символами отвращения не только от порока пьянства, но и от множества разных других. Поэтому я вкратце напомню житие мученика Вонифатия и с ним не пострадавшую, но сподобившуюся соучастия в его подвиге Аглаи.

Аглая была римской гражданкой, жила в Риме и была довольно богата, а Вонифатий был ее раб. Одновременно он был ее любовником, и они развратничали. Жили они крайне неправедной жизнью, совершенно нехристианской. В Риме такого было довольно много среди тех, кто не были христианами. И вот начались гонения на христиан, только не в Риме – в Риме почти никогда не бывало больших гонений на христиан, — а где-то далеко на востоке империи. Историчность этого жития, конечно, под сомнением, но сама эта обстановка абсолютно историчная, ничего удивительного в ней нет.

И вот до них дошли слухи, которые распространились далеко за пределами христианской общины, что те христиане, которых убивают во время гонений, становятся мучениками, и что их мощи обладают особой чудодейственной силой. Зная об этом, Аглая захотела тоже, чтобы у нее дома были такие мощи как оберег языческий для счастья в личной жизни. И она послала Вонифатия далеко на восток, где происходили эти гонения, чтобы он раздобыл мощи мучеников.

При том, что они были развратниками и большими грешниками, они были, что называется, хорошими людьми. Они были людьми добрыми, старались никому не причинять зла, старались жить получше, как это они по-своему понимали. Бывают такие люди и сейчас – совершенно распространенный тип.

И вот пока Вонифатий ехал на восток империи из Рима – это долгое путешествие, которое длилось несколько недель, несмотря на хорошие римские дороги, — он задумывался о том, куда он едет, зачем, и вообще зачем он живет. И ему захотелось больше подражать этим христианам, о которых он почти ничего и не знал. Наконец, он достиг цели своего путешествия – одного из крупных городов на востоке Римской империи в Малой Азии, — и там он увидел, что христиане подвергаются публичным допросам, пыткам и казням.

Конечно, он проникся к ним сочувствием. Очень скоро это сочувствие перешло в желание им подражать. И он, будучи язычником и человеком крайне порочной жизни, хотя и добрым, вышел перед мучителями и сказал, что он тоже христианин, и чтобы они его тоже мучали.

Можно представить, что обычно в таких случаях отговаривали, но он настоял на своем, и, действительно, в результате он был замучен и стал мучеником. Естественно, в путешествие он был отправлен Аглаей не один, с ним были другие рабы, которые должны были помочь привезти мощи мученика, и, в результате, они привезли в виде мощей самого Вонифатия.

Она возблагодарила Бога за то, что так все произошло, обратилась к строгой христианской жизни, создала в Риме храм святого Вонифатия. И так почитание святого Вонифатия в Риме было с ранних пор, и до сих пор продолжается не только у католиков, так как вся Византийская империя приняла почитание святого Вонифатия.

И вот что нам показывает эта история? Что к Богу обратиться можно очень быстро и просто, какая бы у тебя жизнь ни была до этого. С другой стороны, я уж не утерплю напомнить, что 1 января, когда начинается гражданский новый год, начинается период пьянства и других излишеств, если ничего не делать для того, чтобы новый год начинался как-то иначе. И житие мученика Вонифатия нам напоминает о том, как можно жить по-другому, по-христиански.

Аминь.