Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В Великий Вторник Церковь вспоминает с очень раннего времени последнюю проповедь, которую Иисус преподал своим ученикам, – никого больше рядом не было – на горе Масличной. Поскольку она занимает в Евангелии от Матфея довольно большой объем, то у нас в Византии установился обычай разделить ее на две части. И первую часть мы прочитали сейчас, в понедельник, а другая часть будет завтра, во вторник.

Та часть, которую мы прочитали – это в основном 24 глава Евангелия от Матфея, первая половина Апокалипсиса, как его иногда называют, где говорится о знаках пришествия Господня. Вторая часть будет завтра о притчах, которые говорят о том, что будет значить Суд и так далее.

Какие же это знамения и знаки? Они двух типов: те, которые будут при пришествии Господнем, но они и в другое время тоже бывают, и те, которые будут исключительно при пришествии Господнем. Те знаки, которые бывают в разное время – это всякие брани и военные слухи. Конечно, когда будет кончаться история, то этого всего будет много, но сказано, что не тогда кончина. В любом случае – это не самое последнее событие, и в истории за последние две тысячи лет много раз это бывало, и так и должно было быть.

Другой признак, который будет тогда, но он бывал и будет раньше, это что будут разные люди объявлять себя Мессиями, что Христос пришел. Будут являться всякие лжехристы. В конце времен это будет обязательно, но они по мере сил все время являются. И у нас все время конец времен, потому что конец времен – это когда Господь воплотился в первое Пришествие. И те времена, которые у нас вот уже две тысячи лет – это все конец времен.

Это все признаки, которые нам названы для того, чтобы мы ими не обманывались. А самых главных признаков два, и особенно понятен из них один. Он заключается в том, что когда придет Господь уже по-настоящему, когда будет истинное Второе Пришествие настоящего Христа, а не лжехриста, то это все увидят, это будет совершенно очевидно, как молния – «от восток солнца до запад», — все небо захватит, и все это описано.

И дальше там такие слова, которыми обычно описывают триумфальную процессию императора, когда впереди несут его знаки. Но этим символическим языком выражен, по крайней мере, такой смысл, — хотя их много, — что в этом будет просто невозможно ошибиться. Не приходится гадать – то это или не то, как при первом пришествии Господнем, и там как раз надо было проявить рассудительность для того, чтобы правильно понять.

Вот здесь как раз никому гадать не придется, в том числе и тем, кто в Него не верили. Это один признак, о котором совершенно справедливо больше всего помнят. А есть еще другой признак, который менее понятен. О нем сказано так: «когда увидят мерзость запустения, реченную Даниилом-пророком на месте святе».

«Мерзость» — это очень технический термин. Он обозначает не то, что думали носители русского языка в конце XIX века, учившиеся у писателей-разночинцев, а то, что он значит исторически в русском языке: идола. То есть это не то, что неприятно или не нравится, а именно технический термин, который обозначает идола, изображение ложного бога, которому воздают почести, как будто бы он был истинный.

И вот не в том будет знамение Пришествия Христова, что появятся всякие мерзости, которые веками уже сопровождают человечество – в этом нет ничего особенного, — а в том, что она будет на месте святе. То есть в храме, во святом святых поставят идола – это буквальный смысл пророчества Даниила, который в каком-то смысле выполнялся, когда Помпей в него вошел, и  были другие разные эпизоды, когда пророчество сбывалось.

Когда Христос говорит об этом пророчестве, то это, скорее, о некоем духовном смысле – в любом случае, духовный смысл там самый важный. Мы не знаем, что там происходило в первом веке по Рождестве Христовом со святым святых, – это дело сложное. Но важно, что происходит со святилищем духовным.

То есть речь идет о том, что Истинная Церковь окажется изнутри своей противоположностью – служением идолов. То есть Церковь так переродится, что в ней вместо истинного Бога, вместо Христа, будут почитать мерзость запустения – то есть вместо истинного Бога будут идолы. Это, конечно, надо понимать духовно. Реальный храм, который у нас есть в Церкви – он  невидимый.

Здесь речь идет о том, чтобы изменилось содержание христианской веры. Конечно, раз будут те, к кому обращено это пророчество и само это наставление, значит, конечно, будут те, кто от этого должен отойти.

Вот такое предупреждение все время вспоминалось, когда возникали ереси, вернее, когда они в Церкви захватывали господствующее положение. Мы знаем, что таких случаев было не очень много, зато они простирались на огромные географические пространства тогдашнего мира, и иногда длились десятилетиями, почти столетиями – когда официальная церковь была в ереси.

Те не менее, никогда долго не продолжалось, чтобы вообще нигде не было православных. Конечно, чтобы они вообще исчезали – такого быть не могло, но периоды, когда официальная церковь была бы не православной, а еретичествующей, не длились обычно больше 60-70 лет. Особенно это было в IV веке и VII.

С тех пор, сколько бы ни возникало ересей, которые, в том числе, принимались и разными официальными Церквами и императорами, никогда не было такого, чтобы это было буквально по всей земле. И вот только в ХХ веке наступило такое время. Поэтому наши катакомбные новомученики и исповедники воспринимали это как время антихриста.

Произошло такое массовое отпадение дотоле бывших православными Церквей — до 1920-х годов, примерно – в ересь. Поэтому трудно сказать, последние у нас сейчас времена или не последние – может быть, это скоро прекратится.  И прошло-то всего не полных сто лет – рано делать выводы. Но для нас это стало очень актуально.

Как бы то ни было, нам не надо особенно гадать о судьбах мира. Потому что если мы что-то не так угадаем и не так представим, то мы за это не осудимся. Но для себя мы должны понимать только одну вещь: что я живу в последние времена, независимо от того, в каком я году родился после воплощения Христова, потому что любой год относится к последнему времени. И я должен смотреть, чтобы не служить никаким идолам.

И смотреть надо в двух отношениях. В том, о котором мы чаще вспоминаем, и надо о котором чаще вспоминать – чтобы не служить идолам блуда, чревобесия, любостяжания и так далее. Все это идолослужение, как говорит апостол. И от этого надо оберегать себя. Но также и от более тонких соблазнов, которые тоже суть служение идолам, — чтобы не впадать в ересь, не иметь общение с еретиками.

Это совершенно существенно, потому что мы знаем, что человек может быть во всех отношениях, даже с христианской точки зрения, хорошим, а все окажется напрасным. Ему даже и легче быть хорошим, потому что бесы побороли его в главном, и в остальном, чтобы у него было меньше стимула бороться, могут его и не трогать.

Поэтому надо не осуждать других, а следить за собой. Нам неизвестно, какая будет судьба у этого человека, и что он еще дальше сделает в своей жизни, и даже то, что он сейчас делает,  нам неизвестно, хотя может казаться иначе. Нам может казаться, что он делает что-то плохое, а он мог бы делать еще худшее, если бы не боролся с собой. Это принадлежит Суду Божиему – не в коем случае не нашему. А вот за собой следить мы должны. Следить за тем, чтобы у нас было правое вероисповедание, изучать, даже если скучно, то, что от носится к истинно-православной вере, подражать святым отцам в их вере и в их поведении.

Аминь.

епископ Григорий