Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Праздник Спаса Нерукотворного имеет народное название — третий Спас, потому что три праздника Спасителя попадают на август; в наше время люди искренне считают себя православными просто по причине незнания православной веры; Спас Нерукотворный — чудо, когда образовался плат с отпечатком лица Спасителя — этим чудом утверждается догмат иконопочитания; возможно, Туринская плащаница и есть этот плат, возможно, был отдельный, изображавший только лицо; Христос не говорил прямо, что Его изображение надо почитать, но оно было передано так и в таких обстоятельствах, что с самых древних пор почиталось; когда люди почитают иконы, потому что на них что-то полезное изображено, что позволяет вспомнить, кому мы молимся — это совсем не почитание икон, потому что именно так думали и иконоборцы; чудо Спаса Нерукотворного наглядно демонстрирует, как Бог присутствует в Своей иконе; живя среди таких святынь, мы должны жить свято и становиться храмом внешним и внутренним образом; Бог участвует в нашей жизни как в Своих родных через Христа.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня мы совершаем важный церковный праздник, который сейчас как-то забывается. Забывают его люди праздновать, хотя вроде бы не совсем забывают его содержание. Этот праздник называется праздник Спаса Нерукотворного. Еще он имеет народное название — третий Спас, потому что три праздника Спасителя попадают на август.

Первый – это Изнесение Древ Честнаго и Животворящего Креста и праздник Всемилостивого Спаса 1 августа церковного календаря, то есть 14 августа по новому стилю. Второй Спас – это Преображение Господне. И вот сегодня третий Спас. Но так получается, что почитание этого праздника в народе как-то угасло, как впрочем и многое другое. Между тем, праздник этот важный. Особо он важен в наше лукавое время, когда то, что отличает православную веру от всяких других, называющих себя христианскими, учений, все больше и больше забывается, и люди внутренне может быть совсем перестают быть православными или вообще ими никогда не были, — это как раз чаще, — и искренне считают себя православными просто по причине незнания православной веры.

К этому относится и догмат иконопочитания, который утверждается сегодняшним чудом. Чудо это восходит к очень древним временам, и так или иначе, оно восходит непосредственно к Спасителю, когда образовался плат с отпечатком Его лица.

Вот этот плат – исторический артефакт, который долго хранился в Сирии и Византии, и возможно он до сих пор хранится в Испании. Одно из предположений, что Туринская плащаница – это на самом деле то, что одно время принимали за плат только с отпечатком лица. На Туринской плащанице отпечатано все тело. Это гипотеза, конечно, но она вполне имеет право на существование, она не опровергнута.

Как бы то ни было, но был такой кусок материи с изображением Христа, который передавался из поколения в поколение, и многие его видели и в средние века. Возможно, Туринская плащаница и есть тот самый кусок материи, возможно, был отдельный, изображавший только лицо.

В древности в Сирии была легенда о царе Авгаре – царь такой, дествительно, в Сирии был, – который узнал о Христе и послал к Нему своего художника с просьбой изобразить хотя бы портрет. А Христос вместо того, чтобы дать Себя нарисовать, просто приложил плат к лицу, и так портрет отпечатался на ткани.

Этот плат потом долго хранился в Эдессе – современная северная Сирия. Там он хранился над воротами города, считался священным оберегом этого города. Но когда городу стала угрожать очень большая опасность захвата и разорения мусульманами, тогда, видимо, без большого желания жителей крупного города, удалось перенести его в Константинополь.

В Х веке был установлен большой праздник в честь перенесения из Эдессы в Константинополь этого образа, который мы сегодня и празднуем. Сегодня и есть праздник Спаса Нерукотворного. Этот образ долго хранился в Константинополе, но, в конце концов, все равно пропал в эпоху крестовых походов еще через несколько веков.

Такова примерно история того, что мы сегодня празднуем. История не вполне ясна, но ясно другое – этим чудом свидетельствовалось, что иконопочитание заповедано Богом. Конечно, Христос не говорил прямо, что это изображение надо почитать, но оно было передано так и в таких обстоятельствах, что с самых древних пор оно почиталось.

Когда возникли в VIII веке еретики, которые стали запрещать поклоняться православным иконам, то тогда иконопочитатели как важнейший аргумент наряду с другими ссылались вот на эту историю и на почитание этого Нерукотворного Образа.

Многие люди сейчас думают так: мы почитаем иконы, на них что-то полезное изображено, что позволяет вспомнить, кому мы молимся, какие-то эпизоды священной истории. Но и только. И вот еще в VIII-IXвеках были люди, которые говорили так же. Только эти люди честно относили себя к иконоборцам. А если они все-таки считали себя православными, то православные их все равно обличали как иконоборцов. У Федора Студита есть обличение таких людей.

Это совсем не почитание иконы – это просто признание за иконой функции полезной картинки. Конечно, такая функция у нее есть, никто и не спорит. Но при чем тут догмат иконопочитания? Причем тут особое пребывание Бога в этой иконе? Ничего такого из этой функции еще не следует, несмотря на всю ее полезность.

Когда мы исповедуем, что икона Христова – это именно икона, в которой мы пусть и относительно, но почитаем Божие присутствие, не потому что там доски, краска, а потому что там есть реальное Божие присутствие, – то мы имеем в виду, конечно, нечто большее кроме полезного нравоучительного изображения. Мы имеем в виду, что там присутствует реально Бог.

Сегодняшнее чудо таково, что оно наглядно демонстрирует, как Бог присутствует в Своей иконе. Если бы просто человек приложил плат к своему лицу, то, конечно, никакого изображения, тем более такого, которое много столетий сохраняется, не было бы. А тут вот оно произошло. Оно произошло именно как специальное, акцентированное и наглядное чудо – одно из тех чудес, о которых не сказано в Евангелии, но которыми Господь доказывал разным людям, что Он Мессия, что Он не только человек, но и Бог. В Евангелии и говорится, что очень много было таких чудес. Настолько много, что если бы обо всех рассказывать, то всего мира бы не хватило, чтобы вместить книги о них.

Поэтому надо понимать, что в иконах присутствует Христос. Конечно, особым образом Он вселился в эту икону, но это было сделано для того, как объясняют нам святые отцы, чтобы показать, что и все иконы такие.

В каком же тогда мире мы живем, если в нем столько святыни? Приходя в храм, мы оказываемся принадлежащими Небу, потому что храм, как церковное здание, является иконой Царства Небесного, только икона эта выполнена не краской, а в архитектурных формах. Поэтому в храме все неслучайно, все является образом Царства Небесного, не только иконы, которые висят в храме. Иконы, которые находятся в храме, являются не только окнами в мир горний, в мир духовный и в Царствие Небесное – они являются уже сами принадлежностью Царствия Небесного, – но такой же принадлежностью Царствия Небесного являются также и те иконы, которые мы имеем дома, которые носим с собой. Крест, который мы на себе носим, тоже является иконой, и он тоже принадлежит Царствию Небесному. И все это реальное присутствие Бога. Но, конечно, самое главное присутствие Бога в нашей жизни – наше причащение Святых Христовых Тайн. Мы сами становимся частью Тела Христова.

Живя среди таких святынь, мы должны жить свято. Мы и внутренне становимся храмом, если мы причащаемся, и внешним образом мы находимся в храме не только тогда, когда приходим в Церковь, но и тогда, когда находимся в своем доме, где тоже иконы, — по крайней мере, они должны там быть. Таким образом, мы никогда не остаемся без прямого и реального участия Бога в нашей жизни.

Конечно, Бог прямо и реально участвует в жизни каждого творения вообще. Ничто не может существовать совсем без Бога. Но помимо того, что Он может участвовать во всем вообще, в нас Он участвует особым образом как в Своих близких, как в Своих родных через Христа, буквально так можно сказать.

Поэтому мы можем и должны так же относиться к Богу, и так же участвовать в Его жизни.

Аминь.