Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня мы совершаем память преподобного Варлаама и преподобного Иоасафа, который начинал свою жизнь не монахом, а царевичем индийским. Те повествования, которые мы о них знаем – а на греческом языке это одно большое повествование, целый роман, целая книжка, — конечно, очень назидательны, увлекательны и очень полезны для чтения, хотя нельзя сказать, что они исторически достоверны; скорее, они похожи на душеполезные повести или притчи. Тем более что в самом повествовании содержится много других притч из разных источников, и каждая из них по-своему полезна.

В то же время, это рассказ в необычной форме о том, как в VI веке одно из государств, называвшихся тогда Индией, приняло православие. Индией называлось много разных государств, в том числе и то государство, которое мы сейчас называем  Индией, но также и земли по берегам Красного моря, и, видимо, здесь идет речь об одном из государств на территории современного Судана по течению Нила – это тоже все Индия, даже Эфиопия была Индия, и Саудовская Аравия, Йемен, — но здесь речь идет, по всей видимости, об одной из трех «Индий» в Судане, Макурии — второй от Египта, лежавшей посредине между двумя другими нубийскими государствами, еще раньше обращенными в монофизитство.

Но тот рассказ, который дошел до нас, говорит об аскетических вещах. Поэтому, хоть и в жанре романа, но мы имеем важное аскетическое поучение. Есть оно на русском языке, и кто может его прочитать, — или в интернете можно всегда найти, — тот и должен прочитать, конечно.

Речь идет о том, как некий языческий царь Авенир воспитывал наследника престола и, будучи язычником, слыша про христиан в других странах, очень боялся, чтобы они не проникли в его государство и не научили его сына плохому. В тоже время, он пытался учить сына хорошему, а для этого он создал вокруг него такой мир, где нет никаких страданий, смерти, а есть только одни удовольствия, чтобы он за это был благодарен языческим богам, радовался жизни.

Примерно так все и получалось, и, как всегда в таких случаях бывает, что-то все-таки не получалось. Так, однажды на прогулке он встретил прокаженного, а в другой раз увидел мертвого, но его воспитатели не могли толком объяснить, что это и зачем. Этот сюжет, видимо, взят из жития Будды, поэтому некоторые считают, что под именем Иосафа мы празднуем память царевича Гаутамы. Это не так, потому что здесь целый ряд притч вышел из Индии, в том числе и эти, которые отразились в житии Будды, но целый ряд сказок большим потоком в VI веке пришел из Индии через Иран в Византию и Египет, который тоже был византийским, и все они как-то вплетены в сегодняшний рассказ.

Таким образом, царевич стал задумываться, что не все так просто в этом мире, как ему объясняют, и что, если не хотят его воспитатели объяснить, в чем дело, значит надо как-то понять это самому. Тут явился  под видом некоего купца монах Варлаам. Но он не говорил, что он монах, что он вообще христианин, а говорил, что он просто купец, у которого есть некая жемчужина.

Вот сегодня в Евангелии в память об этом рассказе мы читали евангельскую притчу, которую, конечно же, имел в виду и Варлаам. Притча о жемчужине, вернее, даже две притчи. В одной притче говорится о купце, который узнал, что можно купить некую драгоценную жемчужину, и тогда он продал все, что имел, чтоб только ее купить. А в другой притче говорится так же о жемчужине, которая дороже всего и ценнее, и ради которой надо оставлять все, что есть постороннее.

То есть смысл этих притч такой: то, что ты сейчас имеешь, — не то, чтобы плохое, — может быть, это тоже дары Божии, и как-то с этим можно жить и радоваться этому, и, может быть, это даже правильно и безгрешно, — но то, что является жемчужиной, а жемчужиной является только Царствие Небесное, настолько с этим всем несравнимо, что, конечно, надо предпочесть жемчужину.

Но есть такой момент, есть выбор – надо отказаться не только от того, что запрещено и греховно, а надо отказаться от нормальной жизни, в которой ты никому не делаешь зла. И вот тогда будет христианство. Это, конечно, Евангелие. И это те слова в Евангелии, которые мы сегодня вспоминали.

Вот если бы в XIX веке какой-нибудь русский писатель сочинял сказку о счастливом обращении страны, то, наверное, было бы так: царевич обратился в христианство, обратил своего отца, унаследовал царство его, которому он и так был наследник, и царствовал долго и счастливо, и все его подданные становились христианами, а он бы об этом заботился.

Ничего подобного. Это идеал сытых людей, даже жирных в духовном плане – идеал людей неверующих, которые часто себя считают христианами (потому что людям неверующим свойственно считать себя принадлежащими к той идеологии, религии, которая в их обществе является господствующей).

Если принято быть христианами, если хорошо быть христианами, то, конечно, все неверующие будут христианами. А сейчас, в наше время мы видим, что это настолько смешно, что православными надо быть, а Бога верить-то не надо. Поэтому многие на социологических опросах говорят, что они православные, но в Бога не верят – так они сами говорят.

Вот для таких естественное развитие событий такое. А здесь совершенно иное и соответствует именно Евангелию: по возможности, надо оставить все. Поэтому, принимая христианство полностью и всецело, царевич Иосаф, когда он понимает, что жемчужина, приносимая ему Варлаамом, не есть какой-то драгоценный камень, а есть Царствие Небесное, — оставляет мир и не хочет никакого царства, никакого наследства, и отказывается от этой судьбы и принимает другую – уходит в пустыню и становится монахом. Конечно, они позже обратили и отца Авенира, который потом умер, оставив свое царство другому наследнику, но тоже благочестивому и хорошему, как обычно в таких случаях и бывает.

Причем, это соответствуем историческим данным, если считать, что это про Нубию рассказ. В деталях мы не знаем, но, по косвенным  данным, историческая действительность была примерно такова. Около ста лет там держалось православие, а потом было принято монофизитство, потому что все вокруг были монофизитами, а Византия стала отделена арабским завоеванием Египта. А еще через 600-700 лет ислам там сделал свое дело, и Нубия целиком стала мусульманской.

Но до сих пор у тамошних мусульман есть пережитки каких-то христианских верований, какие-то элементы почитания Креста есть, которые остались с древних времен. Кроме того, там остались древние христианские храмы и тексты на трех языках: греческом, коптском (языке Египта) и нубийском, местном.

Что же мы сами должны из этого извлечь? Первое, что не надо поддаваться на рассказы русских писателей, которые все поголовно считали себя православными в XIX веке, да и в XX тоже многие себя так считать стали, будто христианство – это просто быть хорошим человеком, ходить в церковь, не делать никому зла, радоваться доступным житейским радостям. Конечно, если человек никому не делает плохо, то его все любят, и поэтому много радостей.

Ничего подобного – не в этом христианство. Конечно, за такую жизнь на том свете не наказывают, но это и не христианство. В лучшем случае – это полу-язычество. По сути дела – это чистое язычество, но я не знаю, Господь, может быть, и простит, если не открывал человеку лучшее. Это уже суды Божии. По крайней мере – это не христианство. А те, кто стремится к христианству, должен стремиться именно к христианству, принимать то, что Господь проповедует и открывает, то есть Евангелие.

Евангелие – это та жемчужина, которой надо овладеть, которая предлагается, но предлагается не даром, а предлагается ее купить. И предлагается купить не за дешевую цену, вроде того, чтобы ходить в церковь по воскресеньям, а за дорогую цену. Так же не за то, чтобы отдать какие-то деньги, пожертвовать, а для того, чтобы пожертвовать всю свою жизнь.

Поэтому, по возможности, надо всю свою жизнь направить на то, чтобы она была христианской. Не инвестировать свою жизнь (выражусь современным словом) ни в какие посторонние проекты. Если отнести это к молодым людям, то не нужна никакая семья. Христианство предполагает то, что мы стали называть монашеством, а в ранние века это не называлось монашеством, потому что это был очень распространенный образ жизни. Это норма для верующего человека, который верит в Евангелие.

Если он верит, но чувствует, что норма ему совершенно не по силам, что он имеет слишком серьезные искушения, из-за которых он не может держаться этой нормы, тогда можно составить семью, жениться, выйти замуж — это тоже все допустимо.

Но если потом складываются так обстоятельства, что удается от этого естественным путем освободиться, то это тоже хорошо. А если не удается, то надо терпеть. В любом случае, смысл христианского брака в том, чтобы он превратился в таинство, а таинство – это только то, что бывает в Царствии Небесном. В Царствии Небесном не женятся и не выходят замуж, как говорит Христос, и если что-то является таинством в браке, то это как раз то, что не подразумевается, когда говорят, что женятся и выходят замуж. Это то, что есть созидание Церкви.

Церковь, конечно, не состоит в плотских интересах, они посторонние по отношению к Царствию Небесному. Это и для христиан должно быть не как идеал, который недостижим, а как цель, которая достижима, и которая должна быть достигнута, если мы верующие люди, если мы считаем, что Христос такой, какой написан в Евангелии, что Он приходил и с нами находится тогда, когда мы участвуем в евхаристии. Иначе нет никакого смысла в участии в евхаристии.

Хорошим человеком можно быть, не участвуя в евхаристии, не причащаясь – как, собственно, в XIX веке и было, когда даже номинальные православные причащались крайне редко. А сейчас мы знаем, что хорошим человеком можно быть и просто атеистом. Я повторю, что вера в Евангелие предполагает совершенно другую жизнь.

Сегодня нам об этом напоминает Повесть о Варлааме и Иосафе. Но, конечно, есть и очень много других святоотеческих слов, особенно написанных в VII веке, когда писалась основа сегодняшней повести, которые тоже нам на это указывают. Их тоже следует читать. Особенно рекомендую почитать Иоанна Карпафийского в Добротолюбии и другую монашескую литературу, которая нужна для чтения и назидания, конечно, всех верующих православных христиан.

А сегодня помолимся празднуемым святым Варлааму и Иосафу. Кто не читал – постараемся прочитать. Для пользователей интернета все есть в сети. Постараемся помнить пример этих притчей,  в них стоит вчитываться и перечитывать. Тогда мы будем укрепляться в нашей христианской вере и христианской жизни.

Аминь.