Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня в Великую Среду мы воспоминаем два события, которые объединены в евангельском чтении этого дня – в Евангелии от Луки. Там говорится о блуднице, которая помазала миром ноги Иисуса, и о том, что в этот момент Иуда решил предать. То есть окончательное решение предать пришло  к нему именно тогда, когда он смотрел на это событие.

Таким образом, эти два героя, если их так можно назвать, противопоставляются друг другу в самом евангельском рассказе. Действительно, они противоположны. Наверное, очень много сказано, чем хороша блудница, и многие сами это хорошо понимают, но я подчеркну только один момент: она показывает, как просто получить спасение, как просто покаяться. Для этого не надо иметь особое образование, не надо иметь какие-то годы борьбы за  спиной для того, чтобы спастись, годы аскетических подвигов и так далее. Но нужно одно: нужно желание резко изменить свою жизнь.

И вот проблема в том, что это относится не только к блудницам. Все остальные могут думать, что они не блудницы, может быть, и не мытари к тому же, как думал другой персонаж из Евангелия, и поэтому им так резко ничего в жизни менять не надо. Но вот в том-то и дело, что жизнь ради Бога направлена в другую сторону, и никакая нормальная человеческая жизнь к Богу не направлена. Может быть, она имеет некоторую составляющую вектора в сторону Бога, но в принципе она направлена куда-то не туда.

Поэтому кем бы мы ни были, если мы являемся людьми, то мы для того, чтобы обратиться к Богу, должны резко изменить свою жизнь.  И бывает, что тем людям, которые в особо тяжелых грехах находятся, это легче осознать. У них другая проблема, причем они ее не осознают, потому что глубоко в своей жизни зарылись и не хотят посмотреть наружу. А если посмотрят и решатся, то им очень легко понять, что да, их жизнь надо менять радикально. А вот людям, которые живут вроде бы и ничего – как фарисей – им этого не понять. Им кажется, что да, конечно, надо что-то усовершенствовать, но в целом ничего. Вот прямо как тот мытарь или та блудница резко меняться – это чересчур.

В результате происходит нечто следующее. Такие люди не просто не спасаются – я говорю «они», но я имею в виду «я», а не «они», потому что я это по себе, конечно, знаю, — а начинают совершать совершенно специфические грехи, которых раньше не было. Когда ты смотришь на других, их осуждаешь, как сейчас Иуда осудил эту женщину, ты можешь впадать в особого рода даже не просто грехи, а беснования. Как же это происходит?

Происходит так, что мы смотрим на тех, кто действительно старается спастись, — может быть, он делает что-то такое хорошее, что мы не понимаем; может быть, он на самом деле делает какие-то глупости, но эти глупости все равно полезны: сначала он поделает глупости, а потом придет и к чему-то умному. Пусть он делает какие-то глупости, но для того, чтобы спастись.

Это вообще похоже на известную историю про то, как некий дикарь ставил Богу блюдечко молока, и это блюдечко регулярно оказывалось пустым, потому что Бог его выпивал. А кто-то там умный (рассказывают, что это был Моисей) подкараулил и увидел, что это лисичка приходила и выпивала. Потом этому умнику Бог сказал, что он глубоко неправ потому, что все это делалось ради Бога, не надо было разочаровывать.

Понятно, что нельзя путать Бога с чем-то другим, пусть даже похожим и связанным с Ним. Понятно, что нужно от каких-то наивных поступков для спасения переходить к более разумным – это все понятно. Но даже какие бы то ни были наивные и  просто глупые поступки все равно не должны осуждаться. А осуждать хочется – вот, собственно, с чего начинается это фарисейское беснование.

Здесь начинает действовать зависть. Это психологический механизм, но это особая зависть. Вообще говоря, это просто зависть как таковая — вот она так и действует. Когда человек начинает жить очень порядочно, он не может признать такой грубый грех как зависть, потому что он вообще считает себя порядочным человеком, и в его представление о порядочности зависть не входит – это не должно быть. Тогда он ее отрицает сам в себе, и эта зависть не просто не исчезает, она приобретает совершенно грандиозные формы, и это может быть даже форма психического заболевания. Есть такое понятие — «параноидная зависть».

Видимо, у Иуды было нечто подобное. Это сильнейшая вещь, которая может совершенно легко сделать человека вполне добропорядочного убийцей даже в физическом смысле слова, уже не говоря о том, что он может куда-нибудь пойти и сказать, как сделал Иуда.

И об этом говорит сегодняшнее богослужение, одна из стихир, где есть такая строчка: «зависть бо не весть предпочитати полезная», то есть зависть не умеет выбирать то, что правильное для того же человека. То есть человек начинает выбирать себе во зло. И в этом механизм предательства Иуды. То есть он посмотрел на эту женщину, он ее осудил, возмутился тем, что Учитель позволяет делать такие глупости, осудил он ее завистью, и зависть тут же переходит в ненависть, — конечно же, к Учителю, который,  по его мнению, предпочитает вот эту безумную женщину тому, чтобы заниматься каким-то делом. Даже неважно, как он конкретно это дело понимал.

Дальше все доходит до своих пределов, а предел у зависти всегда один – это убийство. Не всегда в жизни удается дойти до этих пределов, но когда можно, доходит легко. И вот наша советская история 30-х годов и отчасти современная показывает, насколько легко толпа может требовать крови. Вот, например, все знали на этих собраниях  в 30-х годах, что осужденный человек куда-то сгинет и вряд ли он вернется из этих лагерей, или что вообще его расстреляют.

Тем не менее, этого требовали не только потому, что боялись – это, конечно, тоже важный фактор, – но и по своей инициативе доносили. Доносы по зависти – это совершенно типичный факт того времени. И тогда эти доносы кончались смертью, разрушением семьи и так далее. Это не останавливало не просто каких-то отдельных людей, а это не останавливало сотни тысяч и миллионы людей. Сколько всего миллионов доносов было написано при Сталине?

Это было тогда, а сейчас, конечно, такой прямой физической угрозы нет, но совершенно легко все-таки  говорить какие-то слова, которые невинных людей ввергают в тюрьму, а уж тем более лишают их мест, имущества и так далее. Очень легко так люди проверяются в смутные времена, когда есть на это спрос. Поэтому не надо думать, что эти все механизмы какие-то экзотические. Они всегда с нами. Они, к сожалению, не с «ними», с какими-нибудь другими людьми, а именно с нами. Поэтому «зависть не весть предпочитати полезная», не надо завидовать, не надо осуждать того, что ты не понимаешь, а желательно и понимать. Нам желательно понимать то, что сделала жена, но если не понимаем, то не надо осуждать. Надо просто доверять. Это самое главное.

Аминь.