Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

История с воскрешением дочери Иаира и с исцелением кровоточивой жены. Символический смысл числа 12 — полнота народа спасенных. Необходимость регулярной исповеди. Главное не в количестве охваченных проповедью христианства, а в их качестве. Мы часто не понимаем чего-то потому, что у нас нет заинтересованности. Как научиться понимать заповеди. не надо проповедовать всем подряд и почему. Как избавиться от греховных привычек.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня мы слышали в Евангелии рассказ о воскрешении дочери Иаира. Это один из эпизодов, которыми подготавливалось Воскресение Христово, потому что следущим было воскрешение сына наинской вдовы, которого уже хоронили; а эта девица, которая умерла, еще почти не отличалась от живой, и Господь мог сказать, что она не умерла, а спит, хотя все близкие знали уже, что она умерла. В этом рассказе есть много символических и просто примечательных деталей, которые помогают нам понять его сокровенный смысл. И вот, одной такой деталью является возраст девицы: сказано, что ей было 12 лет. Нельзя сомневаться, что это действительно важно и символично, потому что если бы было неважно, сколько ей лет, ее возраст просто не был бы назван; а если он назван, значит, это имеет какой-то символический смысл. Но чтобы мы уж точно в этом не сомневались, чтобы еще привлечь к этому наше внимание, тут же рассказывается другой эпизод, про кровоточивую жену, которая прикоснулась в толпе к Иисусу, когда Он уже следовал в дом Иаира, и об этой женщине сказано, что она пребывала в своей болезни в течение тоже 12 лет. И тут 12, и там 12; почему это так важно?

Мы знаем, что 12 в Ветхом Завете — это число колен Израилевых, т.е. это число обозначает полноту избранного народа Божия. И в Новом Завете, как мы знаем, особенно в Апокалипсисе, это полнота именно настоящего избранного народа Божия, т.е. не Ветхого Израиля по плоти, а всех тех, кто спасется, кто составит Новый Израиль, потому что Ветхий Израиль был нужен только для того, чтобы стать основой для Нового. И получается, что 12 это число, которое символизирует особого рода полноту. Это полнота народа спасенных. И действительно, не случайно в обеих историях и женщина, которая 12 лет провела в болезни, и девица 12 лет, которая умерла, — это те, над кем совершается исцеление и воскрешение. Это события телесного мира, но мы прекрасно понимаем — и современники это понимали и видели, — что все это имеет значение прежде всего духовное. Даже более того, Сам Господь говорит этой женщине, которую Он исцелил: “Вера твоя спасе тя”. То есть вера спасает, и это означает, конечно, гораздо большее, чем просто исцеление от болезни, хотя бы и болезни хронической. Конечно, мы иногда говорим, что “меня спасло” то-то и то-то, имея в виду какое-то счастливое преодоление наших житейских трудностей; но понятно, что тут речь, прежде всего, не об этом (хотя и об этом тоже), а о спасении.

Но вот дальше, при том, что сама дочь Иаира символизирует своим возрастом полноту народа спасенных, здесь есть много таких деталей, который показывают нечто особенное, что объясняет именно этот рассказ, а не какие-то другие рассказы Евангелия. В частности, девочка была мертвой, но еще не очень отличалась от живой. И вот так же и мы. Мы можем казаться живыми, когда как-то не совсем по-христиански себя ведем, — ведь мы же в целом христиане, принадлежим к Истинной Церкви, не отрекались от Христа, а значит мы, вроде бы, действительно христиане и живые, потому что христианин не может быть мертвым. Но на самом деле мы уже можем умереть. И вот это одна из причин того, почему необходимо регулярно причащаться и исповедоваться. Если вспомнить, в молитве перед исповедью есть такие слова: “Примири и соедини его Святей Твоей Соборней и Апостольстей Церкви”. Зачем эти слова говорить о том, кто от Церкви не отпадал? Тут, конечно, имеется в виду, что эти слова говорится человеку потому, что он себя своими грехами отделил от Церкви, теперь он в них покается, и священник, а точнее, в лице священника вся Церковь молится за этого человека, чтобы Господь его примирил, т.е. вновь присоединил к Своей Церкви. И именно потому, что мы так в повседневности от Церкви склонны отпадать, мы должны постоянно каяться. И одно из выражений этого постоянного покаяния, не единственное и абсолютно обязательное, но установленное в качестве обязательного нашей церковной дисциплиной для мирян, является постоянная исповедь. А священники так постоянно не исповедуются, но это не хорошо, а плохо; но просто технически такой возможности нет, потому что не всегда возможно рядом найти второго священника; но тем не менее, священники тоже должны исповедоваться регулярно, как и каждый человек, только эта регулярность имеет более длительные периоды.

И еще один важный эпизод, который характерен именно для рассказа о дочери Иаира. Когда Господь ее воскресил, Он сказал родителям, чтобы они никому об этом не рассказывали. Казалось бы, это было одно из чудес, которыми приуготовлялось Воскресение Христово. Но почему же тогда не рассказать об этом, чтобы как можно большее число людей легче могло уверовать в то, что Христос воскрес? Потому что, несмотря на, может быть, какую-то выгоду из того, чтобы побольше людей узнало об этом чуде и потом легче уверовало в более великие чудеса, гораздо важнее было думать о другом, о том, ради чего Господь и ограничил круг тех, кто тогда знал о том, что это чудо совершилось, ограничил его только ближайшими родственниками и домочадцами, от которых просто нельзя было это скрыть, и кругом Своих ближайших учеников. Потому что на самом деле для того, чтобы какая-то вера распространилась, надо думать не о количестве людей, на которых будет оказано какое-то воздействие через проповедь, а в их качестве. То есть надо прежде всего стараться говорить людям заинтересованным. Мы часто удивляемся, почему мы не понимаем того или сего; мы удивляемся этому применительно к каким-то светским вещам, к каким-то наукам и ремеслам, которые мы пытаемся освоить; а еще больше мы удивляемся этому применительно к вещам духовным. Но почему же? Ведь вроде бы так все просто: есть такие-то заповеди, такие-то правила поведения, мы их знаем, мы их сто раз читали, сто раз слышали, — а на практике почему-то у нас все равно ничего не получается. Значит, мы чего-то не понимаем. Да, чего-то не понимаем. А в чем причина этого непонимания? Не в том, что объяснение как-то очень сложно; скорее всего, оно простое и вполне доступное для того человека, у которого есть недоумения. Но просто у человека нет заинтересованности. Ведь даже для того, чтобы понять что-то простое и доступное нашему уму, мы должны иметь заинтересованность, тем более для того, чтобы понять так, чтоб научиться исполнять.

А что значит — заинтересованность? Мы должны действительно иметь заинтересованность изменить свою жизнь. Потому что на самом деле мы, хотя и не хотим терпеть всяких неприятностей, которые приносит нам наша греховная жизнь, но еще больше мы не хотим от нее отказаться. Ведь единственное, что у нас есть, это наша греховная жизнь, наши греховные привязанности и страсти. Это мы знаем, это синица в руке, и никакой журавль в небе нам ее не заменит. Потому что, действительно, чтобы хоть какую-нибудь самую маленькую заповедь понять по настоящему, я уж не говорю — исполнить, но чтобы понять ее на таком уровне, чтобы увидеть, исполнение чего она от нас требует на самом деле, — для этого мы должны действительно иметь какую-то готовность отказаться от своего уже имеющегося понимания. Не надо думать, будто мы ничего не понимаем из того, что говорят заповеди. Наоборот, мы все понимаем, но все мы понимаем по-своему и совершенно противно этим заповедям. И именно поэтому, для того чтобы понять хоть самую малость из этих заповедей (хотя бы интеллектуально нам было это очень легко и доступно), нам нужно действительно понять вещь, тоже для нас интеллектуально доступную, но очень труднодоступную психологически — что мы действительно не понимаем ничего из того, что вроде бы уже давно знаем. И поэтому, собственно говоря, людям, которые даже и не поставили для себя какую-то проблему, не задумались, что они отягчены грехами, довольно бесполезно объяснять что-то божественное.

И поэтому не надо проповедовать всем подряд. И Господь говорит, как в случае воскрешения дочери Иаира, так и при совершении многих других чудес, чтобы люди, которые о них узнали, никому ничего не рассказывали, потому что толку не будет, а будут только лишние искушения. Потому что когда человеку попадает ненужная ему информация, которую он не собирается усваивать, особенно если эта информация содержит что-то необычное и интересное, то человек обязательно сделает выводы, ведь он без этого не может, и эти выводы обязательно будут какими-то плохими. А если эти выводы касаются человека, который какой-то особенный и не такой, как все, то выводы эти обязательно будут содержать большую или меньшую агрессию по отношению к этому человеку. Таким образом, никакой пользы для своей души тут люди не получат. Действительно, давайте представим себе, что с кем-нибудь, кого мы считаем простым человеком из наших знакомых или даже незнакомых, произошло какое-то чудо. Как мы на это посмотрим? Мы на это плохо посмотрим; скорее всего, мы этому чуду просто не поверим. Поэтому, чтобы правильно что-то понять, надо иметь готовность. А готовность в данном случае означает прежде всего заинтересованность.

А заинтересованность у человека редко выражается прямо-таки во внешней заинтересованности; это уже высокая степень сознательности, и она встречается гораздо реже, чем заинтересованность в более простом смысле — хотя бы просто понимание, что так жить, как я сейчас живу, невозможно. Чаще всего это бывает у человека тогда, когда он попадает в какие-то житейские обстоятельства, в которых он действительно жить не может. Тогда он начинает хвататься за любую соломинку и действительно готов менять какие-то свои привычки, чтобы избавиться от совсем такой большой беды, которая уже наступила. Ну, слава Богу, если хотя бы в таких обстоятельствах человек сделает правильные выводы. Безусловно, тогда это будет содействовать спасению нашей души; собственно говоря, для того Господь и посылает нам такие обстоятельства, а вовсе не для того, чтобы нас просто помучить.

Но бывает, конечно, и другое, и этот вариант, конечно, лучше, — когда мы просто начинаем понимать и без каких-то особых неприятных житейских обстоятельств, чисто внутренне, что мы не можем уже жить так, как жили, что все время получается одно и то же, одно и то же, одни и те же грехи, а может быть, и еще худшие грехи, а может быть, мы видим в себе какие-то греховные привычки, от которых не можем избавиться, и мы начинаем делать правильный вывод — что наши грехи состоят не только в тех греховных привычках, которые мы за собой замечаем, а прежде всего они состоят в том, в чем сами эти привычки коренятся — в наших представлениях о жизни, которые мы считаем правильными, разумными, а может быть, мы их считаем даже христианскими. И вот, мы понимаем, что здесь есть какой-то глубокий дефект, в этих наших представлениях, которые сами по себе уже греховны, и вот мы должны как-то в них покаяться и стараться измениться. Тогда у нас будет заинтересованное слушание слова Божия, и тогда, слушая его, мы что-нибудь услышим. Аминь.