Деятельность св. Григория как продолжение Торжества Православия. Забвение св. Григория в дореволюционной России. Искаженное понимание св. Григория у модернистов. Почему экуменизм это ересь. Нужно изучать православную догматику и подражать св. Григорию в личной жизни. Невозможно правильно понять догматику без правильной аскетики.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Сегодня мы совершаем память святителя Григория Паламы. Этот большой праздник в его честь бывает всегда не в день его блаженной кончины, которая произошла 14 ноября (или 27 ноября по новому стилю), когда тоже бывает память святителя, но самый главный праздник в честь него сегодня, во второе воскресенье Великого поста. Это специально Церковь так установила на Соборе 1368 годадля того,чтобы более великим праздником почтить память этого святителя. А именно, сегодняшний праздник является продолжением того праздника, который совершался в прошлое воскресенье, продолжением Торжества Православия, потому что сама деятельность святителя Григория и та борьба с ересью, о которой мы сегодня читали в Синаксаре, привели к еще одному торжеству Православия после того, как возникли уже новые ереси после иконоборчества, уже во втором христианском тысячелетии.
И хотя для своего времени святой Григорий Палама победил те ереси, которые тогда появились в Византии, но из-за того, что в Западной Европе эти ереси оставались и продолжали приносить свои смертоносные плоды, в конце концов, они заразили и восточно-христианский мир, и особенно Россию, а потому этих ересей, с которыми боролся святой Григорий Палама, было очень много и в российской церковной жизни до революции. И фактически, не зная православного учения, даже в книгах, которые издавались по благословению дореволюционного Синода, писали, что святой Григорий Палама был еретиком, — это при том, что продолжали вроде бы совершать его память, но совершенно не помнили, кто это такой. И никогда мы не найдем в проповедях русских святителей и епископов XIX века, многие из которых изданы, произнесенных на вторую Неделю Великого поста, что-либо о святом Григории Паламе, а всегда в этот день произносилась проповедь на евангельское чтение, потому что архиереи не знали, кто такой был святой Григорий, и знать этого особенно не хотели. Это, конечно, свидетельствует о крайнем богословском одичании.
И сегодня мы должны для себя знать, что если мы видим какое-то изложение православной догматики, православной веры, и при этом там ссылаются на святых отцов, но не упоминают Григория Паламу, то значит, одно из двух: либо это сочинение еретическое (может быть, оно еретично не потому, что автор был сознательным еретиком, например, католиком, а потому, что он просто был невежда в Православии и высказал какие-то ереси), либо это сочинение, хотя и не содержит ереси, но не содержит и некоторых важнейших истин Православия, а поэтому в целом все равно дает какой-то искаженный взгляд на Православие. То есть в любом случае такие книги по догматике, которые были написаны после XIV века и где не упоминается святой Григорий Палама, можно сказать, читать не полезно. Потому что если мы там даже и не столкнемся с ересью, то вряд ли увидим там настоящее православное учение.
Конечно, надо иметь в виду и другое. В последние годы, уже в ХХ веке, появилось много книг, где почти на каждой странице упоминаются святые Григорий Палама, Симеон Новый Богослов и другие святые, которые излагали православное учение, и которых в XIX веке не знало академическое псевдо-православное богословие. Но к сожалению, в этих книгах, наряду с их именами и подлинными богословскими положениями православной веры и цитатами из сочинений этих святых, может присутствовать другая ересь — модернизм, абсолютно не свойственный этим отцам. Ересь модернизма — это приспособление православной веры к духу века сего, ко всяким новым веяниям, одним из которых и самым пагубным является экуменизм. И особенно это бывает видно в том, что, подражая каким-то богословским высказываниям святого Григория Паламы, авторы совершенно не подражают его аскетике. И действительно, можно видеть, что святого Григория Паламу цитируют люди, которые не понимают и не любят православное богослужение, которые не понимают значение православного поста в физическом смысле, а говорят, что “главное — что в душе”, а потому можно телесно и не поститься… Все такие люди, если и ссылаются на святого Григория Паламу, делают это искаженно.
И мы для себя должны знать, что святой Григорий Палама учил о благодати Божией, которая открывает истину о богословии, вразумляет пророков, вразумляет святых отцов; и он учил о ней так, что благодать это именно Сам Господь Бог. И поэтому святой Григорий прямо говорил, что Церковь знает Бога не так, как может знать Бога человек или какое бы то ни было тварное создание, пусть даже ангел, но так, как Бог знает Сам Себя. Поэтому учение Церкви о Боге это не такое учение, которое Церковь где-то услышала, пусть даже так, как услышал Моисей на Синае. Такое учение было в Ветхом Завете, а в Новом Завете оно не такое. Это учение Самого Бога о Самом Себе. И поэтому не может быть никакого места для экуменизма. Потому что если Церковь сама знает, где она есть, а где ее нет; если святые отцы однозначно говорили, что такое-то сообщество отпало от Церкви, например, из-за ереси, как это было с монофизитами или католиками, то это означает, что отцы не ошиблись в каких-то терминах, они не решали какие-то задачки для ума, в которых можно было бы действительно ошибиться. Святые отцы изрекали окончательный приговор. Хотя в промежуточных стадиях, может быть, они и решали какие-то задачки для ума, но окончательный свой приговор они произносили на основании очевидной истины, и для тех, кто имеет чистый взор, т.е. для святых или приближающихся к святости, становится ясно видным пребывание или, наоборот, отсутствие Бога в каких-то сообществах, которые сами себя называют церковными. Поэтому если мы держимся учения святого Григория Паламы, то мы держимся той Церкви, в которой был святой Григорий, которая не является ни монофизитской, ни католической, ни протестантской, и поэтому мы не можем верить, что экуменисты, пусть они даже читали Григория Паламу и часто его цитируют, действительно близки этому святому. Наоборот, мы знаем, что последователи святого Григория Паламы в XV веке, особенно святой Марк Ефесский, были как раз теми людьми, которые не допустили того, чтобы состоялась Флорентийская уния, которая была попыткой поверх догматических разногласий объединить православных с католиками. Уния не удалась именно благодаря сопротивлению последователей святого Григорий Паламы, хотя это уже было почти через 100 лет после его кончины.
И поэтому нам самим нужно, с одной стороны, не отпадать в богословие, которому учили до революции в русских духовных академиях, и которое было взято частью от протестантов, а частью от католиков, а православного там не было почти ничего; но с другой стороны, отказываясь от этого богословия, не надо принимать и яда современных модернистов, которые так хорошо пишут о святом Григории Паламе, но только о некоторых аспектах его деятельности, а о других умалчивают. И для того чтобы не подражать им, нужно не только не верить тому, что они пишут, и читать какие-то другие книги, а прежде всего нужно в своей жизни следовать, елико возможно, святому Григорию Паламе. А это значит, что нужно изучать православную догматику, хотя и нельзя ограничиваться одним только этим. Мы все обязаны изучать догматику, и не надо говорить, что это все слишком заумно и нас не касается, а надо по мере возможности стараться это понять, потому что иначе мы можем легко оказаться в неправославной церкви, с еретиками и т. д. Если мы ходим в храм только для того, чтобы ставить свечи, то не стоит ходить именно сюда, а можно ходить куда угодно, даже к католикам или к армянам-монофизитам и ставить там свечки, получая такое же моральное удовлетворение. А если нас интересует истинная Церковь, то значит, нас интересует истинная догматика, и поэтому мы должны ее изучать. Но этого мало; точнее, изучать догматику мы должны так, чтобы она стала частью нашей жизни, а для этого мы должны подражать святым и в их образе жизни, в частности, святому Григорию Паламе.
Конечно, наверное, никто из здесь присутствующих не может так же подвижничать, как он на горе Афон; но по крайней мере, мы должны с благодарностью терпеть все неприятности, особенно физические, которые с нами случаются, и не должны даже хотеть, чтобы они прошли, а должны хотеть только одного — извлечь как можно полнее и быстрее тот урок, ради которого Господь послал нам эти неприятности. Мы должны сами себя сдерживать во всем, что для нас неполезно, и даже в том, что полезно, чтобы не было никакой чрезмерности; стараться все время молиться и не только читать какие-то обязательные правила, которые, конечно, мы как православные христиане должны обязательно читать, не только ходить регулярно в церковь, что мы тоже, конечно, делаем, потому что без этого мы не будем православными христианами, но стараться также и постоянно не допускать себя до праздномыслия, стараться все время держать Иисусову молитву и память Божию, как этому тоже учил святой Григорий Палама. Только тогда, когда мы будем молиться и всячески себя удерживать и ограничивать через посты и прочие церковные заповеди, только тогда мы сможем правильно понимать, может быть, и немного, но хоть что-то из того, о чем святой Григорий учил в догматике. А иначе получится с нами то ужасное, что происходит со всякими модернистами и экуменистами, которые через слово вспоминают святого Григория Паламу, даже цитируют какие-то его слова, а в целом делают ровно противоположное тому, чему он учил. Поэтому будем помнить тот призыв к богословию, которые делает нам сегодняшний праздник, не будем бояться и будем считать своей обязанностью изучать богословие; но будем помнить и то, что это одновременно призыв к аскетике. Аминь.