Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня мы слышали рассказ из Евангелия о хананеянке — о том, как она просила исцелить сына, но, испытывая ее, Иисус ей сказал то, что было чистой правдой: Он послан к заблудшим овцам дома Израилева, а не к язычникам-хананеям. Хананеи — это местное население, которое, в отличие от пришлых иудеев, было язычниками.

Но это была некая теория, что Он не должен ее исцелять. Но она совершенно справедливо на это ответила, что в принципе оно так, но и псы едят крохи, которые упали со стола, — то есть проявила крайнее самоуничижение, за что и приобрела все, что хотела, и была поставлена в пример верным израильтянам. Поэтому это и записано в Евангелии, и мы сегодня читали за богослужением.

В чем же здесь пример? Здесь пример того, как нам относиться к равенству и неравенству, которое устанавливает Бог. Бог устанавливает очень много неравенств между людьми. Это нужно не потому, что Он тех, кого ставит ниже в том или ином отношении, меньше любит и меньше желает им спасения. Мы имеем очень много заверений, что это не так. Наоборот, для того, чтобы они получили спасение, нужно их поставить ниже в каком-то смысле.

Вот, например, языческие народы все были поставлены ниже Израиля, потому что Израиль был избран — об этом как раз и упомянул Иисус в прочитанных нами сегодня словах. Но для чего Израиль был избран? Он был избран не только для того, чтобы люди из этого народа получили спасение, но чтобы через него было спасение всем остальным.

Это иерархия — так же как и ангелы являются более высокими созданиями и близкими по природе к Богу, нежели люди, но они являются такими для того, чтобы проводить и к нам благодать Божию. Так же и Израиль был ангел для всего остального человечества — избранный народ Божий, но с него, конечно, был и больший спрос.

Поэтому Иисус был послан к Израилю в первую очередь, а во вторую — к самаритянам, хотя это тоже Израиль, а потом уже ко всем остальным — к обратившимся из язычников в иудаизм и просто к язычникам, которые должны были сразу из язычества прийти в христианство. Для чего это нужно было сделать? Потому что это был большой народ, который частично и хоть как-то, с перебоями, как мы знаем из Библии, но держал веру в истинного Бога и был примером для остальных — чтобы хоть где-то был такой заповедник.

Это достигалось большим насилием, вплоть до геноцида, которое сейчас современным международным правом квалифицируется как военное преступление, и прочие ужасы. Это я напоминаю истории из Ветхого Завета о завоевании земли обетованной. Тем не менее это было сделано в интересах всех народов. Неравенство это было правильным, и теория была верна.

Тем не менее, в каждом из этих народов могут быть люди, которые совершенно не соответствуют общему статусу людей в этом народе, то есть они могут что-то гораздо большее, и в Ветхом Завете есть очень много таких примеров. И чтобы не углубляться — самые известные из них Мелхиседек, который не был из народа израильского, но он был как раз священником Бога Вышняго, от него новозаветное священство берет свое начало; Руфь, которая присоединилась к народу израильскому и стала одним из прародителей Мессии, и праведный Иов, который образец для всех, образец для тех, кто был в народе израилевом, однако он сам в народе израилевом не был.

То есть и тогда это было можно. И, конечно, при земной жизни Спасителя находились такие люди, как эта хананеянка, которая оказалась по своей вере не только не на уровне язычников — сродников своих по плоти, — но выше, чем сам народ израильский. Поэтому она была поставлена им в пример.

Конечно, если это так работало в те годы, то это и сейчас никуда не делось. Сейчас это все есть, и в нашей жизни мы с этим сталкиваемся, в своей собственной судьбе. Но мы ропщем, что Господь нас куда-то не туда поставил. Но мы считаем, что не Господь нас не туда поставил даже, а как-то более выгодно для своего самолюбия трактуем ситуацию — из-за козней кого-то, или потому, что не оценили меня, я оказываюсь не там, где мог бы быть.

Конечно, это все довольно-таки безумно, потому что если я тут нахожусь, где-то отставлен от высоких служений, то это может быть только по одной причине — потому что это мне на благо, мне именно так удобнее получить то, что нужно для моего спасения. Может быть и такое, что, несмотря на свое иерархическое положение, которое может быть низким, я хочу и могу большее. И тогда надо совершенно не сомневаться, что Господь переступит через все ступеньки.

Иерархии важны, они хороши, они необходимы. Они составляют нормальное и правильное устройство мира. И в иерархии народ израильский был выше народа хананейского, и ангелы выше людей. Если это уничтожится, то нарушится мировой порядок, и ни к чему хорошему это не приведет. Но если нарушится, то будет хорошо, потому что само воплощение Христово и стало нарушением в иерархии, как объясняет Дионисий Ареопагит. Он воплотился не в какого-то бесплотного ангела, если о таком событии было бы можно сказать «воплотился», а в то существо человека, которое было посередине между ангелами и животными, обладая сходством с теми и другими. И уже после того, как Христос воплотился в человека, все иерархии замкнулись. Они стали получать освящение, и чем-то высшим стало то, что было в середине этих иерархий.

И вот так же и сейчас: Господь перейдет через любые ступени, когда это полезно — об этом говорит сегодняшняя история про хананеянку. Поэтому мы не должны не только переживать, но и вообще задумываться о своих тех или иных иерархиях по отношениям к церковным служениям или еще чему-нибудь. Есть такая стандартная проблема, почему-то она очень обижает некоторых: почему женщины не могут быть священниками. Слава Богу, что не могут — надо радоваться. Кто-то из католиков хорошо объяснял, что как раз уберегли от черной работы, потому что плохими священниками тоже быть плохо, а у хороших священников очень много черной работы.

Мы знаем, что настоящее священство Нового Завета, которое есть святость, дается всюду очень часто вопреки многим внешним иерархиям. Надо совершенно не сомневаясь обращаться к Богу, знать, что Он непосредственно нас услышит, что никакая иерархия нам не помешает, а если какая-то богоустановленная иерархия вмешается, то нам поможет — так нам помогают ангелы, святые, чтобы мы стали такими же, как они.

Так в Церкви все и устроено — все помогают друг другу, и никогда ни на что не надо обижаться, что тебя куда-то задвинули, или что я не на какой-то высоте. Можно только страдать о том, что твое собственное общение с Богом недостаточное, а это исправляется другими, не внешними, а внутренними способами.

Аминь.

епископ Григорий