Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Сегодня мы совершаем память нашего отца Александра – уже исполнилось 22 года, которых как будто бы и не было, потому что то, что было тогда, кажется недавним, более свежим, чем то, что было несколько лет назад. Но это наши психологические проблемы, а вот что произошло с отцом Александром и со всеми нами?
Бывают такие поступки, которые мы совершаем, исходя из расчета, как правильно и лучше поступить, а бывает, что мы делаем поступки, исходя из того, что иначе нельзя, что нет никакого другого выбора. Конечно, нам лучше самим выбирать что делать, но бывают в жизни ситуации —их не так много, но зато они очень важные, — когда нет никакого выбора. То есть ты делаешь или что-то плохое, или что-то единственное, что можно сделать.
В таких случаях мы не просчитываем дальнейшие последствия поступков, потому что уже и сейчас мы делаем все, что необходимо – некуда деться. И вот переход о. Александра в Зарубежную церковь именно так и созрел. Конечно, думали, какие дальше будут последствия, но правильно ли оцениваешь последствия или неправильно, а выбора никакого здесь нет. Нельзя было оставаться там, где ты был, и ради спасения собственной души надо было переходить. А уж дальше терпеть было просто невозможно – неминуемо был бы самообман и саморазрушение, и все это затрудняло бы даже и возможность покаяться.
И когда мы совершаем правильные такие поступки, то тогда все-таки можно спросить, к чему они привели за это время, помимо того, ради чего они совершались, — чтобы не оставаться в том грехе, не преумножать его. А что это еще дало? Создалась сначала маленькая, потом побольше, потом еще побольше община, которая удержала за собой храм и стала в нем служить, и мы в этом храме теперь находимся. Для кого это хорошо?
Прежде всего, тем немногочисленным прихожанам (по моим подсчетам, около 90 человек), которые могут приходить в этот храм. А больше храм никому не нужен? Нет, это не так. Храм помогает существовать нашей общине, она становится таким гравитационным центром, который притягивает других людей. Есть несколько категорий людей, которые очень редко могут появляться в нашем приходе или даже не могут появляться здесь никогда. Это группы и отдельные люди, которые принадлежат нашему приходу, а живут кто где – география очень большая, и самые дальние части в Хабаровске и Новой Зеландии. Но присоединяются и группы, которые сами уже организовали приходскую жизнь. Получается, что таким образом у нас создалась епархия. Но это не самое главное – где-то есть священник, где-то нет, но люди собираются вместе, молятся и причащаются.
Вообще возникают и другие епархии, и таким образом приход и сохраняется, и развивается. Несмотря на все наши потери, которые были у нас за эти двадцать с лишним лет, все-таки приобретений больше, и они важнее. Кроме того, нельзя считать убылью, если кто-то умер. Это естественные процессы, но главное, что это приобретение и для Царствия Небесного, и для всех наших прихожан. Дай Бог каждому умереть так. В конце концов, это и есть цель жизни каждого человека — умереть по-христиански.
Поэтому если кто-то был с нами на ранних этапах, или даже не совсем на ранних, и если они умерли в добром исповедании, то это все приобретения, хотя по-человечески нам их может очень сильно не хватать. И мы можем тщетно думать, почему этот человек умер так рано, ведь он мог столько полезного сделать для Церкви. На эти вопросы у Бога ответ есть, а у нас его может и не быть, пока мы сами не достигнем полноты обожения и не будем иметь то знание, которое имеет Бог.
Самое главное, что православная Церковь должна держаться, а мы должны делать все, чтобы она была попрочнее. Конечно, промыслом Божиим где-то Бог и не благоволит сохранять православную Церковь по недостоинству людей, которые в нее входят. Но мы должны стараться быть такими людьми, чтобы Бог нам благоволил. И можно сказать, что делу о. Александра Бог благоволит. Конечно, нет у нас каких-то сногсшибательных успехов, но можно представить себя, если бы они были, как бы мы себя чувствовали, и как бы мы смогли это перенести хоть с малым остатком смирения, которого у нас в этом случае, скорее всего, уже и не осталось бы. Поэтому лучше так, как лучше, а не как быстрее и больше.
А если говорить о скромных успехах, то они, конечно, есть. И что касается новых людей, то они узнают об о. Александре, приучаются ему молиться, его почитают, и не только те, кто может прийти в наш храм, прийти на его могилу, а это и те люди, которые, может быть, и приехать не могут в Россию, или в Петербург им приехать трудно, но они все равно о нем узнают. Когда есть, кому помнить о святом, тогда знания о нем распространяются по земле, распространяется его почитание, обращаются к нему за помощью.
Вот таким образом сформировался и продолжает формироваться образ вечного Православия, которое обязательно всегда обновляется, но по сути всегда одинаково и вечно. И это то, ради чего о. Александр не просто спасал свою душу, не просто сам уклонился от зла и выбрал благо, но то, ради чего он старался удержать храм, который является средством проповеди и сплочением прихода. Конечно, в Церкви можно жить и без храма, так бывает, но поскольку это зависит от нас, мы должны держать храм.
Приходя в этот храм, каждый раз мы поминаем о. Александра – и лично, и за литургией, кроме самых больших праздников по церковному уставу. Слава Богу, что о. Александр нас не оставляет, и мы тоже постараемся его не оставлять.
Аминь.
епископ Григорий (Лурье)