Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Смердящий труп Лазаря — образ нашей души. Чтобы правильно видеть свои грехи, надо просить, чтобы нам их открывал Господь, а не смотреть на то, что открывают бесы, хотящие вогнать нас в отчаяние. Зрение своих грехов страшно, и тут мы должны уповать на Господа, хотя бы мы и были связаны по рукам и ногам, как Лазарь. Надо верить, что Господь хочет нас воскресить и воскресит.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня мы совершаем память воскрешения Лазаря, и это то событие, которое уже непосредственным образом предуказывает на Воскресение Христово, на Пасху, и в то же время это то событие, с которого начинаются Господни страдания. Хотя в самом дне воскрешения Лазаря еще никаких страданий не было, но именно те впечатления, которые получили иудеи от этого чуда, так возбудили их злобу, что они стали искать убить Спасителя. Но кроме исторического и догматического смысла этого праздника, в нем разумеется есть, как мы должны понимать, и смысл душевный. Это событие, как и все другие события евангельской истории, говорит о том, что происходит в душе каждого человека, если он хочет быть христианином. И как раз тут долго думать не надо, чтобы сказать, как относится воскрешение Лазаря к душе каждого из нас.

Четверодневный Лазарь уже смердел, и мы тоже, если будем трезво смотреть в свою душу, не захотим в нее заглядывать. Как Марфа, когда Спаситель велел отодвинуть камень от входа во гроб, возразила, что уже четвертый день, и потому тело Лазаря смердит, а потому стоит ли туда заглядывать, — так и мы, если будем заглядывать в свою душу, то сами от себя можем услышать такое же предупреждение. И именно оттого, что сильно смердит, человек предпочитает не заглядывать в свою душу, и обычно у него есть много защитных механизмов, которые помогают ему не видеть того, что на самом деле происходит в его душе. Это каждый из нас знает сам по себе. Но вот, надо стараться как-то все-таки это увидеть, и тогда мы увидим весьма тяжелую для взора и для обоняния картину.

Но тут, конечно, нельзя и переусердствовать. Потому что недаром мы к Господу обращаемся с молитвой: “Даруй ми зрети моя прегрешения”. Это важно и нужно; а вот, скажем, просто своими силами увидеть свои прегрешения — это не важно и вообще довольно сомнительно. Потому что хуже всего то, что и бесы тоже нам показывают наши прегрешения, причем не обязательно те, которых на самом деле нет, но и те, которые есть на самом деле; но если мы их видим так, как их показывают бесы, то всяко мы их не увидим правильно. А бесы показывают нам их только для того, чтобы вогнать нас в отчаяние. Мы не должны думать, что нам всегда полезно как можно более полно увидеть свои прегрешения. Если мы увидим эту картину не то, что полно, а хотя бы немного более полно, чем мы ее видим обычно, то скорее всего, мы впадем в полное отчаяние и не будем знать, что делать. Но мы должны просить Господа, чтобы Он нам эту картину открывал. И Он нам ее потихоньку открывает — именно в такой степени, чтобы мы могли постепенно исправлять свою жизнь.

Но даже и в такой ситуации мы все равно видим, что грехов слишком много, и мы пытаемся что-то с ними делать, но ничего не меняется… А на самом деле, если мы посмотрим чуть-чуть внимательнее, то, скорее всего, скажем, что все меняется только к худшему, что грехов становится больше, а не меньше, с тех пор как мы стали христианами. И это совершенно нормальная картина, потому что мы начинаем замечать то, чего раньше не замечали — не замечали либо просто по невнимательности, либо потому, что мы и не считали это за грех. А тут мы начинаем видеть и понимать больше, замечать, что грехов у нас больше, и что все гораздо серьезнее, чем мы думали. Мы, конечно, и так думали (по крайней мере, должны были так думать), что погибаем, и что нам для спасения души нужна Церковь, но это было только поверхностное понимание, пустые слова; и вот, эти слова потихоньку наполняются для нас смыслом. И когда оказывается, что это на самом деле так, то это действительно страшно, и мы замечаем, что нам страшно.

И вот здесь мы должны уповать на Господа. Потому что Лазарь сам ничего не мог сделать для своего спасения, и символически это показывает то, что он был связан по рукам и ногам, и даже лицо у него было завязано, так что он и видеть ничего не мог. И тем не менее, в таком виде он вышел из пещеры, а уже чтобы он мог идти дальше, Господь приказал, чтобы его развязали. И недаром в этом чуде, как отмечали святые отцы и как это ясно видно из евангельского рассказа, сразу два чуда: воскресение умершего, что самое главное, а также и то, что он, будучи связан, все равно вышел из пещеры, из гроба. И вот, так же и мы не должны смущаться тем, что мы смердим, что мы связаны, что лицо у нас закрыто и что мы даже не можем ничего видеть, чтобы что-то делать для нашего спасения. Хотя это все на самом деле так: мы и видеть ничего не видим, и делать ничего не делаем, потому что и руки наши связаны, и ноги связаны, так что мы идти никуда не можем. Но нам и не нужно никуда идти, потому что Господь Сам уже к нам пришел. Если мы встретились с Ним в Истинной Церкви, это значит, что Он Сам к нам пришел. И недаром святой Максим Исповедник, которого мы сейчас читаем перед причастием, говорит, что Господь уже сделал все, что нужно для нашего спасения, а теперь дело только за нами. Поэтому, действительно, конечно, наше состояние беспомощное — мы не можем ничего делать, видеть, ходить, — но нам и не нужны здесь такие способности, потому что Господь уже Сам за нами пришел. А самое главное, во что мы должны верить, это что Господь нас воскресит, потому что Он этого хочет, Он Сам об этом прямо говорил и в Новом Завете, и в Ветхом, и через святых отцов Он постоянно об этом говорит. Это самое главное, что Он вообще говорит нам.

И вот поэтому здесь нам нужна вера. Конечно, если мы говорим вместе с одним евангельским человеком, который на вопрос: “Веруешь ли в Сына Божия?” — отвечал: “Верую, Господи, помоги моему неверию!” — и понимаем, что нам нужна помощь Божия, то мы ее получаем. И надо просто приходить к Богу с верой, и не надо смущаться ни своей беспомощностью, ни тем, что мы уже смердим. Потому что, конечно, плохо смердеть, плохо быть беспомощным, но Господь это знает, Он потому к нам и пришел, что знает, что мы такие, и Он пришел не для того, чтобы нас совсем убить и лишить всякой надежды на исправление, а как раз для того, чтобы нас воскресить. И вот, именно на это нам и указывает воскрешение Лазаря. И это даже важнее того, что оно указывает нам на воскресение Господне. Потому что воскресение Господне само по себе ничего бы не давало нам и было бы совершенно бесполезным, если бы мы сами не могли бы его усвоить. Ведь оно нужно не для Самого Господа, Который бессмертен; для Себя ему не нужно было воскресать. Воскреснуть Ему нужно было только для того, чтобы воскресить всех нас. И вот, на то, что Он собирается воскресить всех нас, Он и указывает сегодняшним чудом. Аминь.