Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Пасха – это праздник воскресения, а воскресение происходит из мертвых; значит, это особый праздник усопших; пасхальное поминовение отличает надежда на воскресение в отношении тех, кто уже умер, в отношении живущих, которым еще предстоит умереть, и в отношении тех, кому еще предстоит родиться и умереть; когда у нас есть надежда на воскресение, то совершенно по-другому принимаем мы смерть; воскреснет не только душа, но и плоть, которая у нас есть сейчас, только она будет обладать другими свойствами; поэтому грехи в отношении к плоти для христиан не допустимы; грех прелюбодеяния и даже блуда достаточно близки к убийству, потому что в отношении к телу убийство делает то же самое, что и эти грехи в отношении души; прелюбодеяние практически является разновидностью греха самоубийства; важно относиться к своему телу, какк храму Божьему и понимать, что за его осквернение мы понесем наказание как за осквернение храма Божьего.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня мы совершаем то поминовение усопших, которое Церковь всегда творит на Пасху. Поскольку Пасха – это праздник воскресения, а воскресение происходит из мертвых, то значит, это особый праздник усопших — не только живых, но и усопших. И поэтому должно быть особое их поминовение.

Когда мы вспоминаем усопших в разные дни года, то, конечно, мы молимся об одном и том же – о спасении их душ, но каждый раз еще добавляется какой-то еще смысл, кроме общего. И вот сегодняшнее поминовение отличает надежда на воскресение в отношении тех, кто уже умер, и в отношении тех, кто умрет, потому что он уже родился, а если еще не родился, то родится когда-нибудь.

Когда у нас есть надежда на воскресение, то совершенно по-другому принимаем мы смерть. Конечно, если мы понимаем, что душа наша бессмертна, даже независимо от того, воскреснет ли тело или нет, то это уже означает жизнь вечную, и это самое важное. Но важно и то, без чего нет и христианства, что воскресает плоть. Душа и плоть взаимосвязаны.

Причем плоть, которая будет в воскресении, не какая-нибудь новая плоть, как учили многие еретики, а наша нынешняя плоть, но обладающая другими свойствами. Некоторые свойства плоти, которые происходили из-за подверженности смерти, исчезнут, а другие свойства, которые были утрачены в результате грехопадения, и которые были связаны с благодатью Божией, появятся.

Так явился Христос после воскресения. Он имел, с одной стороны, плоть, которая была осязаема, но в тоже время это было тело, которое могло проходить сквозь стены, закрытые двери, как будто бы оно неосязаемо. То есть совершенно взаимоисключающие свойства в нем были объединены. Таковы должны быть тела всех тех, кто воскреснет.

В этом заключается православная вера в воскресение плоти, и без этого не может быть никакого христианства, а только какие-то ереси. Таких ересей было в истории Церкви довольно-таки много, потому что кажется, что плоть слишком груба, чтобы ей воскреснуть.

А почему это так важно понимать? Почему это нельзя оставить просто для ученых споров между богословами? Потому что из ответа на этот вопрос – какая будет плоть по воскресении – следует во многом очень разное отношение к плоти, в которой пока что мы живем. Если мы считаем, что воскреснет та самая плоть, что и сейчас, то тогда, как это положено думать православным христианам, мы понимаем, что все то, что мы сейчас делаем со своей плотью, будет иметь вечные последствия для нашей жизни.

Воскреснем-то мы в любом случае, но вот как мы воскреснем? В воскрешение Суда, то есть в вечные муки, или воскрешение в Царствие Небесное — это уже зависит от нашей жизни сейчас. Поэтому грехи в отношении к плоти для христиан недопустимы. Светские люди удивляются, почему христиане ставят на одну доску убийство и прелюбодеяние. Ну, убийство понятно, почему очень большой грех. Потому что прекращается жизнь, и это, действительно, уже необратимо.

Но прелюбодеяние может быть меньше этого греха, и оно не настолько необратимо, хотя в сущности, даже и убийство обратимо, потому что навечно никто не умирает, но грех прелюбодеяния и даже блуда достаточно близки к убийству. Потому что в отношении к телу убийство делает то же самое, что и эти грехи в отношении души.

Если убийство тела касается только тела, и убитый никак не виноват в том, что его кто-то убил, то человек, которые впадает в блуд или прелюбодеяние, сам себя убивает, и касается это не только тела, а, прежде всего, его души, которая сама это все совершает. И которая сама себя убивает.

Практически, это разновидность греха самоубийства, который, конечно, весьма и весьма тяжел. Но с точки зрения светского человека, который не верует, все эти рассуждения, конечно, совершенно пустые, абсурдные, а с точки зрения человека верующего, пусть даже и мирянина, это должно быть очень важно. И даже не нужно говорить, насколько это меняет повседневную жизнь.

Также это касается и иных родов грехов, которые мы совершаем в теле: многоспание, объядение, какие-то мысли, которые тоже совершаются в теле. А в мыслях можно очень разнообразно грешить – это мы все слишком хорошо знаем. Поэтому настолько важно относиться к своему телу, какк храму Божиему, и понимать, что если мы оскверняем этот храм, то мы и понесем наказание то, которое бывает осквернителям храма Божия.

Апостол Павел говорит об этом наказании так: “Иже храм Божий растлит, растлит того Бог”. То есть, кто разрушит, осквернит Божий храм, того самого разрушит Господь Бог.

Чтобы с нами этого не произошло, об этом нам напоминает православная вера в воскресение — говоря о воскресении именно той же самой плоти, в которой мы сейчас живем, и с которой нам надлежит на некоторое время расстаться в момент нашей смерти, и которая обязательно воскреснет, хотя уже и в изменившемся виде.

Аминь.