Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня в только что завершившемся богослужении вечерни и литургии Василия Великого звучала древнейшая и, пожалуй, наиболее важная часть службы Рождества Христова. Почему это так важно? Потому что именно в сегодняшней части службы больше всего говорилось о том, что это такое, и почему это было нужно, что произошло при Рождестве Христовом.

Прежде всего, об этом говорили ветхозаветные пророки. И все эти пророчества подробно читались только сейчас, ночью они уже не будут повторяться. Конечно, надо было стараться их внимательно слушать, а с годами можно все почти и запомнить. Самое яркое – это пророчество Исаии о том, что Дева во чреве приимет и родит Сына. Именно Дева, что невозможно, но, тем не менее, это так.

Говорят нам, что в еврейском оригинале такое слово, которое может означать и деву, и молодую женщину – это правильно говорят, – но греческий перевод был сделан задолго до Рождества Христова. Вспомним Ветхий Завет, как он относится ко многим событиям Нового Завета и к догматике Нового Завета. Вспомним о том, что Мессия не принес никакого нового богословия, а наоборот, Он пришел к “старому” богословию, в котором объяснялось, зачем Он нужен, зачем Он приходит, и как Его узнать. И те, кто правильно понимал это “старое” богословие, те Его и узнали.

Если мы будем это понимать, то мы будем понимать еще многие другие вещи, важные для нас в обычной нашей жизни. Часто мы воспринимаем христианство так, как будто это какая-то новая, хотя ей две тысячи лет, религия, и ни с чем не связанная, ни к чему не привязанная, и нужно просто всех любить и все будет хорошо. Но потом оказывается, что и все не хорошо, и всех любить не получается, и даже некоторых любить тоже не получается.

И получается, что христианство то ли не работает, то ли, может быть, мы его как-то неправильно понимаем. И вот чтобы его понимать правильно, надо понимать следующее. Конечно, есть благодать, которая есть любовь к Богу и ко всем людям, но она именно благодать, и она является настоящей христианской жизнью, до которой надо еще дойти. И путь в нее только один – через исполнение заповедей.

Об этом и Сам Христос в Евангелии говорит. Когда Он объясняет, как Его любить, Он дает только один критерий: “кто любит Мене, тот заповеди Моя соблюдет”. Кто соблюдает заповеди, тот любит, независимо от того, какие у него при этом эмоции. А если кто-то там вздыхает и сокрушается или ликует, а заповеди не соблюдает, то очевидно, что он Бога не любит. Поэтому остаются заповеди, с которых только и можно начать.

А заповеди – это закон. Это значит, есть Ветхий Завет в жизни каждого из нас, и он нужен был не только человечеству, чтоб потом мог бы прийти Христос, а он нужен каждому из нас для того, чтобы принять Христа. Потому что Христа может узнать только тот, кто узнал Ветхий Завет, узнал пророчества, а самое главное – своей жизнью, исполнением заповедей себя приготовил.

“Не внидет премудрость в душу злохудожну”. Если мы все время занимаемся неизвестно чем, интересуемся неизвестно чем, то совершенно точно можно сказать, что мы не узнаём Христа, когда Он нам является. Мы не сможем отличить глас Бога в толпе, в том многоголосье, которое мы слушаем, и уж тем более это не будет для нас самый приятный и интересный глас, который мы будем слушать. Чтобы Его услышать, Его понять, надо себя приготавливать. Для этого надо исполнять заповеди. Надо начинать с простой заповеди, а сложное придет само, если начнем делать простое.

Поэтому когда богослужение нам дает возможность вникнуть в содержание наших праздников, в содержание того, что говорит Библия, надо просто постоять и подумать, прекратить этот постоянный круг суеты, в котором мы находимся. Это большой шанс для нас и большая для нас радость – надо всегда пользоваться. То есть надо приходить всегда в церковь, когда такая возможность есть, но, не лишним будет сказать, что придя в церковь, надо не забывать, зачем мы сюда пришли. Не для того, чтобы с кем-то поболтать или с кем-то увидеться, а для того, чтобы принять участие в том, что происходит в церкви.

Если мы так будем делать, то постепенно будут нарастать в нас изменения. С каждого одного дня, так проведенного, с одного раза вроде ничего не меняется, а потом однажды заметим, что проблемы, от которых мы когда-то очень мучились, уже ушли в прошлое и забылись. Поэтому надо стараться просто понемногу делать то, что от нас требуется. Тогда постепенно будут происходить самые настоящие чудеса, которые мы сможем оценить по тому, что они будут происходить именно в нашей жизни. Мы будем знать, как было невозможно то, что все-таки произошло, потому что была на это воля Божия.

Поэтому не надо ни в чем сомневаться,ничего бояться, но в то же время не надо забывать и делать те мелочи, которые от нас зависят. Будем стараться их делать.

Аминь.