Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы слышали евангельское поучение, и по древнему обычаю, соблюдаемому на литургии Иакова, сразу после этого поучения должна быть проповедь, которая объясняет, что мы слышали, в том числе и в Апостоле; те места, где говорится об Иакове брате Господнем.

Но, конечно, не только это мы знаем, что сегодня было прочитано, и недаром этот большой праздник в Церкви; сохраняется до сих пор, а в Иерусалиме этот праздник совершался 25 декабря, пока еще в тот день не было праздника Рождества Христова. А когда этот праздник был принят и в Иерусалиме, но позднее, чем в других местах, тогда праздник Иакова брата Господня отошел на Неделю после Рождества Христова. И так он совершается дважды в году; сегодня и в воскресный день после Рождества Христова.

Почему апостол Иаков так значим? Почему празднуется его память? Ведь если мы вспомним Евангелие про избрание двенадцати апостолов, то заметим, что он не только не входил в число троих избранных из двенадцати, которые присутствовали при Преображении; Петр, Иаков Заведеев (другой Иаков) и Иоанн, но он не входил и в само число двенадцати.

Мы называем его апостолом, но ничего не говорится об его избрании в число апостолов. Также церковное предание никогда не придерживалось того мнения, будто бы он входил в число апостолов от семидесяти. Но при этом он был важнее двенадцати апостолов. В Деяниях Апостольских мы видим, что апостолы Петр и Павел приходили именно к апостолу Иакову, а апостол Иаков собрал первый в Иерусалиме собор апостолов, который обсуждал тогда спорные вопросы относительно того, чего нужно требовать от язычников.

Так получается, что апостол Иаков, который даже не избирался в число апостолов, оказался впереди всех. Как это могло произойти? Древнейшие церковные историки для нас сохранили предание об этом. Согласно тому, что они говорят, апостол Иаков был первосвященником ветхозаветной Церкви. Конечно, официальный список первосвященников ветхозаветной церкви для нас сохранил Иосиф Флавий, и там нет апостола Иакова и вообще человека по имени Иаков.

Но если мы знаем, что священство было уже другое, и официальное священство саддукеев не признавалось православным, то неудивительно, что апостол Иаков мог быть первосвященником в качестве первосвященника ветхозаветной Церкви. А когда Церковь переменилась на новозаветную, он же и остался первосвященником Иерусалима.

И так же церковное предание говорит, что после мученической кончины апостола Иакова его брат и другой сродник Господень по плоти Симеон стал вместо него первосвященником Иерусалимской общины, то есть епископом Иерусалима главного града христианской Церкви тогда.

Вот через это мы уже что-то можем понять, по крайней мере, интуитивно. Конечно, святые отцы нам объясняют и больше, что Ветхий Завет и Новый Завет существует вместе. Кто отрицает Ветхий Завет, подобно еретику раннехристианского времени Маркиону, жившему во II веке, несомненно, отрицает и все христианство, и Новый Завет тоже отрицает. Потому что Новый Завет называется новым только потому, что есть Ветхий, который его приуготавливал, и на котором он основан, хотя, конечно, Новый превосходит Ветхий, но так и должно было быть  нужен был Новый Закон, чтобы превзойти Ветхий.

И вот когда мы начинаем свою христианскую жизнь или продолжаем, то точно так же для нас есть и Ветхий Закон, и Новый. Ветхий Закон это заповеди, похожие на законы светского общества, которые нельзя нарушать, потому что это влечет за собой наказание, но которые не так уж сложно соблюдать, хотя, может быть, и сложно, но само по себе это не является чем-то похвальным. Это просто норма.

А Новый Завет, если и называется заповедями, то совершенно в другом смысле. Христос говорит: заповедь новую даю вам, это не в том смысле, что она новая, а именно что-то, что не требуется законом, что-то сверх. И за это уже, действительно, получается награда. Ветхий Завет это страх наказания, а Новый Завет это наше стремление к Богу, которое не зависит ни от какого наказания.

Но человек, который просто стремится, как ему кажется, к Богу, и не имеет никакого страха, он зачастую подменяет себе цели, и на самом деле стремится не к Богу, а к какому-то образу своего разгоряченного воображения.

Мы очень много видели, как люди начинают горячо, как верующие, им это интересно. И ладно, если б мы видели это только на каких-то других людях, но мы это и по себе можем сказать каждый, наверное, имеет свой такой опыт. Вот, мы увлеклись, нам очень все интересно, что связано с Богом, а потом это все прогорает, и остаемся мы ни с чем. Если мы не делаем каких-то еще усилий, то мы тогда и отпадем, и многие отпадают на самом деле.

В чем здесь дело? Дело в том, что надо ограждать и подпирать себя самого и свою благую деятельность. Для этого нужен Закон. Благодать и Закон действуют когда как: могут и в одно и то же время, могут в разное. Логически всегда Закон предшествует Благодати.

Поэтому нам обязательно надо читать какие-то молитвы и какие-то правила например, утренние и вечерние. Не потому, что это самый лучший вид молитвы. Лучший вид молитвы это Иисусова молитва и память Божия, которую мы имеем, и в которой упражняемся тогда, когда этих правил не читаем. Поэтому эти правила является не целью, а средством. А цель – наше общение с Богом само по себе. Но без этих правил все расползается, и наша собственная молитва становится невнимательной, память Божия пропадает.

Поэтому важно, чтобы были какие-то ежедневные правила домашней молитвы, и чтобы была церковная регулярная служба все это нас держит и является скелетом нашей жизни. Вот это принадлежит Закону. Все, что относится к церкви как месту для богослужений, принадлежит Закону. Поэтому нам нужно институциональное священство, к которому принадлежат не самые святые люди, а бывает, что, наоборот, менее святые, скажу деликатно, чем люди в среднем, но которые на это поставлены.

Вот апостол Иаков достигал этого идеального сочетания институционального и новозаветного священства. Новозаветное священство это, конечно, тот священник и тот епископ в Новом Завете, как говорят наши многие святые отцы, кто достиг святости. Если ты достиг святости, независимо от того, сколько тебе лет и какого ты пола, значит, ты священник в новозаветном смысле слова.

Зачем тогда, если у нас в новозаветной Церкви есть святость и такое священство, нужно низшее священство? Затем же, зачем нам нужен Ветхий Завет, в котором у нас различаются священники, епископы и прочие чины служения. Это принадлежит Ветхому Завету, хотя в Царствии Небесном это не нужно, этого там не будет, а нам нужно это только для земного устроения.

Вот апостол Иаков это начало христианской Церкви, которая одновременно сочетает в себе и ветхозаветное священство, и в его лице ветхозаветного первосвященника, и епископство в христианской Церкви, и священство Нового Завета в настоящем смысле слова, то есть святости.

Аминь.