Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

История рождения Богородицы. Чтобы познать промысел Божий, нужно пройти через отчаянные ситуации. При успехах в каких бы то ни было делах у нас всегда возникает искушение приписывать успехи себе, а не помощи Божией. Чтобы меньше было сильных и особенных искушений, надо научиться полагаться на волю Божию в повседневной жизни.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня мы совершаем праздник Рождества Богородицы, и все мы, надеюсь, помним, как это происходило: долгое время Ее родители Иоаким и Анна не имели детей и поэтому подвергались поношению в том обществе, в котором они жили; и вот, когда они уже пришли в отчаяние, они решили особенно усердно помолиться и расстались для этого на длительное время, около 40 дней, и Иоаким пошел в пустыню, а Анна осталась молиться в саду, и вот после этого по откровению Божию у них родилась Богородица, Которая была предызбрана для того, чтобы от Нее родился Спаситель. Все мы это помним, я надеюсь. Здесь, конечно, много и догматических истин, и аскетических, которые должны быть для нас всех важны. Но, по крайней мере, из аскетических истин можно сегодня напомнить вот о чем.

Для того, чтобы мы почувствовали промысел Божий, чтобы мы не просто знали о нем умом, а действительно поверили в своей жизни, узнали, что это такое, нам, к сожалению, бывает совершенно необходимо через такие периоды жизни, когда мы, если не поверим в промысел Божий, можем придти в полное отчаяние. И если мы отчаемся, то с нами происходят разные серьезные катастрофы; а если мы не придем в отчаяние, а все-таки поверим в промысел Божий, то тогда Бог Сам нам его показывает, а бывает, что показывает и раньше, чем мы начинаем в него верить, и тогда уже мы действительно видим, что это не люди помогли нам и не мы сами справились с ситуацией, что не случайные какие-то счастливые стечения обстоятельств возникли, а именно Господь помог нам, Он нас сохранил.

И конечно, это особенно важно в таких делах, которые являются для нашей жизни определяющими. Потому что когда бывает, что мы достигаем чего-то, что для нас является важным и не просто важным, а главным, тогда первое, что с нами происходит, это то, что мы впадаем в искушение. Когда мы чего-то хотим, хотим чего-то важного в жизни добиться, когда у нас какое-то важное дело, мы всегда должны помнить, что в случае, если мы действительно этого добьемся (и может быть, нам действительно нужно этого добиться), то, даже если то, чего мы добиваемся, нисколько не греховно, а безусловно полезно и необходимо, уже сам по себе этот факт нашего успеха будет для нас искушением, и искушение будет очень сильным. Тут будет даже много разных искушений, но главное во всех этих искушениях то, что у нас будет, просто даже бессознательно, стремление приписывать успех себе — что вот, я так живу, у меня так вот все получается, и я вообще такой, что у меня такие вещи получаются. И конечно, через такие мысли мы полностью отпадаем от Бога. Поэтому нам надо как-то подобных мыслей избегать.

К сожалению, одной сознательности тут мало. Конечно, если мы не будем слушать никаких объяснений и особенно если не будем читать святоотеческих книг, то мы вообще, наверное, ничего не поймем. Но если мы и будем читать хорошие книги, мы все равно, к сожалению, не поймем, о чем там говорится. И поэтому кроме чтения нужны упражнения. А упражнения — это определенные обстоятельства жизни, через которые надо пройти. И обстоятельства эти для нас всегда болезненны, потому что мы действительно должны вполне узнать свое собственное бессилие. Это бывает так иногда в каких-то очень важных случаях, но в какой-то степени это бывает и в повседневной нашей жизни. Можно сказать больше: если мы научимся полагаться на волю Божию в повседневной жизни, то таким образом мы будем в этом постоянно упражняться, и тогда уже не будет нужды, по крайней мере столь сильной нужды ввергать нас в более серьезные искушения. Потому что мы и так уже будем управляться по воле Божией. Если же все-таки какие-то сильные искушения возникнут, то это будет уже совершенно по другой причине, и они не будут для нас уже такими сильными и болезненными, коль скоро мы уже все равно управляемся по воле Божией. Потому что того, кто предается всецело на волю Божию, затруднительно подвергнуть каким бы то ни было искушениям; ведь что бы с ним ни происходило, он понимает или как-то чувствует волю Того, Который это совершил или попустил. И человек или понимает, зачем это было нужно, или не понимает, но все равно имеет некое непосредственное ощущение того, что за этим действительно стоит промысел Божий. Поэтому у него не бывает отчаяния в отчаянных ситуациях.

И вот, чтобы нам не впадать в тяжелые искушения, нужно из тех искушений, которые с нами бывают повседневно, извлекать пользу. Нужно все время научаться думать о себе, что я сам ничего сделать хорошего не могу, но Господь всегда мне все даст, — только надо об этом молиться и просить Бога. И так надо поступать не только в больших искушениях, которые в жизни каждого из нас неизбежно случаются, но и в повседневных. Потому что не проходит ни одного дня жизни кого бы то ни было из нас, чтобы не было такого рода искушений, чтобы мы, с одной стороны, не терпели какие-то неприятности, а с другой стороны, чтобы мы с переменным успехом, то удачно, то нет, не пытались чего-то добиваться. Это нормально, когда мы пытаемся чего-то добиться и что-то делать, в этом и состоят наши житейские занятия. Но надо это делать по-христиански, а не по-язычески. То есть надо не себе приписывать результат, не на свои силы уповать, не на силы своих знакомых или удачное стечение обстоятельств, не на русский “авось”, а надо уповать только на промысел Божий, только к нему обращаться и всецело себя ему вверять. Аминь.