Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Встречать гражданский Новый год лучше всего в церкви, помолившись и причастившись; все, что другие люди делают не против нас, все это они делают за христианство; отношение сегодняшнего евангельского чтения к процессу объединения “осколков” РПЦЗ; групповая гордость особенно опасна; нужно стараться ориентироваться на Христа, на апостолов, на святых отцов, тогда никакие культурные различия не помешают единству православных христиан; нужно смотреть, прежде всего, на то, что человек делает, а не что говорит или даже думает; простое аскетическое правило говорит нам, что если ты не можешь побороть какую-то страстную дурную мысль, то не приводи ее в действие; стараться не помнить чьих-то неприятных слов — принцип поведения на следующий год.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня мы традиционно на день святых Вонифатия мученика и Вонифатия епископа отслужили ночную литургию. Конечно, мы, таким образом, почтили этих святых не потому, что есть в их памяти нечто побуждающее служить ночью, а потому что мы таким образом хотим встретить гражданское новолетие.

Некоторые православные христиане считают, что настоящее православное новолетие – это старый Новый год. Но старый Новый год был праздником светским, к церкви никогда не имел никакого отношения, в России был введен Петром I. Естественно, не возбраняется его праздновать, но если это празднование мешает тому, чтобы причаститься в день Василия Великого и Обрезания Господня, на который приходится старый Новый год по церковному календарю, то такое празднование, конечно, греховно и неудобно.

И в этом смысле как раз новый Новый год удобнее старого. Конечно, праздновать его как нечто сакральное смысла никакого нет, потому что понятно, что праздник светский. Но именно как светский праздник он имеет определенное значение, потому что все мы живем каким-то образом в миру, занимаемся мирскими делами и подчиняемся тем циклам жизни, какие в мире есть, и они годичные. Они начинаются и кончаются именно тогда, когда начинается и кончается гражданский новый год.

В наших делах это тоже важно. Например, сейчас будут выходные, которые мы будем все волей или неволей праздновать. По крайней мере, мы не сможем ходить на работу, заниматься движением каких-то дел и, наверное, испытываем от этого даже некоторое облегчение. Уж, по крайней мере, разные безобразия, которые могут начинаться в рабочие дни, некоторое время авось и подождут.

Все это хорошо и нормально, поэтому я думаю, что православным христианам не надо особо стесняться празднования Нового года, хотя я и не вижу особого повода праздновать. Но как некоторое подведение итогов гражданской деятельности за год и случай помолиться, чтобы и на следующий год была какая-то польза, он вполне уместен.

Поэтому вместо того, чтобы встречать его где-то за столом, и раз уж все равно не дадут спокойно спать, уж лучше собраться в церкви, помолиться и причаститься. Вот это, конечно, самая лучшая встреча любого события, в том числе и гражданского Нового года.

А в церкви мы всегда получаем некоторое вразумление и наставление. Причем отчасти, если мы служим литургию, то всегда одно и то же, а отчасти нет, потому что евангельские и апостольские чтения каждый новый год бывают разными, потому что зависят от цикла Пасхи, а так как Пасха бывает в разные дни гражданского календаря, то получается, что и разные выпадают на гражданский Новый год апостольские и евангельские чтения.

Сегодня мы читали Евангелие от Марка про то, как ученики пришли домой вместе с Христом, и Он их спросил: о чем вы думали в дороге? А им было стыдно признаться, потому что они поняли, что ни о чем хорошем они не думали, а думали о том, кто станет самым первым. И тут Христос, не дожидаясь от них ответа, который был, видимо, для них слишком мучителен, стал им объяснять, что кто хочет быть первым, тот всем послужи.

Потом еще поговорили на другую тему, и мы об этом тоже прочитали, — о том, что некий человек увязался ходить за учениками Христовыми, и он тоже успешно изгонял бесов именем Христовым, а ученики ему запретили это делать. На что Христос ответил, чтобы они так больше не делали, не запрещали: если он изгоняет бесов именем Моим, значит, он точно против Меня ничего плохого не скажет. И потом еще подытожил таким образом: кто не против вас, тот за вас.

Оба этих рассказа, которые были в сегодняшнем чтении, всегда для православных христиан актуальны, потому что относятся к тем христианским добродетелям, которые хуже всего выполняются православными христианами. Хотелось бы надеяться, что для нас эти поучения станут особенно важными в грядущем году. По крайней мере, скажу про второе, про то, что “кто не против, тот за”.

Конечно, это не означает, что не существует никаких еретиков и так далее, как некоторые делают вывод из этих слов, отрывая их от всего Евангелия. Конечно, их нельзя отрывать от всего Евангелия, но, тем не менее, априори и изначально наша установка по отношению к другим людям должна быть основана на приятии их, считая, что все, что они делают не “против” нас – “нас” не как людей, и тем более, не как людей, которые какие-то грехи совершают, а не “против” нас как христиан, —все это они делают “за” христианство.

Иногда это имеют какие-то церковные формы, но даже когда не имеет никаких церковных форм, это все равно на пользу христианству. Сейчас у нас, под новый год, особенно усилились переговоры о христианском единстве, по крайней мере, с теми, с кем оно у нас, можно надеяться, на некотором уровне и так уже есть, но, к сожалению, его нет на уровне повседневной нашей жизни. Я имею в виду так называемые “осколки” Зарубежной Церкви.

Вот если мы будем помнить сегодняшнее евангельское чтение в обеих его частях, то, наверное, это нам поможет быть более успешными в этих переговорах. А именно, хотелось бы хотя бы два завета подчеркнуть.

Во-первых, не лезть вперед, не стремиться становиться первыми ни в отношении кого-то лично – это больше относится к епископам, конечно, но и вообще к лидерам, — а также и в отношении юрисдикций, мол, наша юрисдикция самая лучшая. Есть такая групповая гордость, которая, к сожалению, менее заметна для человека, если у него личной гордости при этом нет, но она не менее опасна и не меньше портит жизнь.

Во-вторых, надо понимать, что у разных “осколков” Зарубежной Церкви очень много разности в воспитании, привычки ровняться на разные образцы, разных лидеров прошлого. Для кого-то образцом для подражания являются люди, которые воплощают что-то отталкивающее для других, и так далее.

Это обычные вещи, которые разделяют христиан. Удивляться тут нечему, но и разделяться из-за этого тоже не следует, потому что в конечном итоге мы должны стараться ориентироваться на Христа, на апостолов, на святых отцов. В этом у нас не может быть никаких различий в понимании ни с какими “осколками”.

Если мы будем сами это делать, то вопреки каким-то нашим “вкусовым”, культурным расхождениям, которые, разумеется, никуда не денутся, мы все-таки сможем найти друг в друге православных христиан, и таким образом дело будет успешно. Я подчеркиваю, что оно должно происходить без того, чтобы нам всем стать какой-то единой субкультурой, для того, чтобы дать какую-то единую штамповку православных христиан именно такого типа и т.д.

Нет, штамповки, если так можно выразиться, пусть будут разными. Еще лучше, если штамповок будет поменьше как таковых. Надо обращаться друг к другу именно как к христианам. И вот важнейшее средство для этого, которое касается и высокой церковной политики, о которой я вдруг сейчас заговорил, и нашей повседневности, когда мы пытаемся с кем-то выстроить отношения точно так же – это больше ориентироваться не на то, что человек говорит, и даже не на то, что он думает, а, прежде всего, на то, что он делает.

Конечно, если мы человека видим впервые, и он на наших глазах ничего не делал, и мы слушаем только то, что он говорит, у нас нет другой возможности кроме той, как ориентироваться на то, что он говорит. Тогда мы должны понимать, что фактически мы вообще о нем не можем выносить никакого суждения, кроме самого-самого предварительного.

Если же мы реально взаимодействуем с человеком или желаем это делать в будущем, мы должны представлять, что он делает, какая траектория его поведения вырисовывается из его поступков, исходя из этого, судить, чего он на самом деле хочет, насколько можно или нельзя ему доверять.

Надо понимать, что и к нам, по крайней мере, разумные люди, имеющие с нами дело, будут относиться по тем же самым признакам. То есть, прежде всего, надо стремиться делать правильные дела. Конечно, надо стараться говорить правильные слова и думать правильные мысли. Но, прежде всего, надо стремиться делать правильные дела.

Это относится также и к простому аскетическому правилу, которое говорит нам, что если ты не можешь побороть какую-то страстную дурную мысль, то не приводи ее в действие, а там уже разберешься постепенно и с мыслью. Потому что если ты сможешь какое-то время не приводить в действие дурную мысль, которая требует приведения в действие, то значит, что уже начал ее побеждать, значит есть какая-то уже сверх-мысль, которая тебя тормозит в этом греховном начинании. Эта мысль и оказывается главной в тебе, пока тормозит греховное начинание. И в этом все аскетические принципы.

Поэтому будем стараться не помнить всякие неприятные слова, которые кто-то как-то говорит, не удивляться чьим-то мыслям, которые нам могут казаться очень дурацкими, не удивляться тем более каким-то культурным различиям с людьми или юрисдикциями так называемыми, а стараться обращаться только на реальные дела. И самим тоже стараться соответствовать.

Вот это, наверное, должно быть в грядущем году перед глазами в качестве цели и принципов поведения.

Аминь.