Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Неделя о Закхее — начало подготовки к Великому посту. Почему не следует обижаться на людей. Праздновать по-христиански — это значит не забыть о неприятном и об обидах, а расположиться внутренне так, чтобы не обижаться вообще. Человек, держащий обиду, ничего не может видеть в правильном свете, т.к. обида все искажает. Чтобы Великий пост был для нас плодотворным, надо перестать держать обиды.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

У нас все еще продолжается праздник Богоявления, который длится восемь дней; сегодня как раз Неделя по Богоявлении, когда читается Евангелие о Крещении, о просвещении, которое дается человеку через это событие, но уже приближается и Великий пост. Потому что сегодняшнее воскресенье — самое первое воскресенье в ряду подготовительных к Великому посту, оно называется еще Неделей о Закхее, потому что сегодня читалось в качестве второго Евангелие от Луки, которое всегда читается в это воскресенье, где повествуется о том, как Господь вошел в город Иерихон, там Его встречала толпа народа, и некий человек по имени Закхей, который был мытарем, из-за своего маленького роста не мог увидеть Господа и поэтому влез на дерево, и Господь сказал ему, что сейчас придет к нему домой. Господу пытались объяснить, что это за человек, — а мытари были одними из самых одиозных людей во всем Израиле, потому что не только собирали положенные налоги, что само по себе было безгрешным, но собирали еще и много лишнего, что было уже похоже на грабительство, — таким же вот был и Закхей, но Господь все равно пришел к нему, а тем, кто его укорял за это, говорил, что и это тоже чадо Авраама, т.е. тоже израильтянин, который должен спастись. А сам Закхей, когда к нему пришел Спаситель, сказал, что отдаст четверицею, т.е. в четыре раза больше, все, что он у кого-то награбил, т.е. действительно покаялся — не только покаялся в том смысле, что выразил сожаление о содеянном, но предпринял конкретные шаги для того, чтобы по возможности исправить то, что он сделал плохо, причем в большем размере, чем тот ущерб, который он причинил. Эту историю все, я надеюсь, знают, те, кто хоть немного читал Евангелие и ходил в церковь; и все православные христиане понимают, зачем такая история предлагается нашему вниманию тогда, когда мы начинаем подготовку к Великому посту.

Перед Великим постом нам необходимо всем друг с другом примириться. Вот, еще продолжается недавний праздник Богоявления, а сегодня еще празднуется святая мученица Татиана, и у многих именины, а у многих других именинницы друзья и знакомые, и конечно, сегодня день праздничный, а в праздники мы часто не думаем о том, что нам неприятно; но, вообще говоря, мы должны праздновать праздники иначе — не так, чтобы забывать временно о неприятном, а так, чтобы с помощью христианского празднования праздников мы стяжевали для своей души то, что сделает нам неприятное приятным. Потому что сами по себе события, которые происходят, они никак эмоционально не окрашены, они происходит в силу каких-то обстоятельств; но когда мы начинаем из-за них огорчаться и особенно когда начинаем на кого-то держать обиду, то этот человек никак не может быть виноват в том, что мы на него обижаемся; совершенно невозможно, чтобы нам кто-то сделал что-либо, что вынудило бы нас обижаться. Обижаемся мы только тогда, когда сами хотим обидеться. Потому что мы не можем, и нам не полезно судить о другом человеке, почему он сделал что-то такое, что нам показалось обидным. Либо он это сделал не потому, что он плохой, а потому, что так сложились обстоятельства (и может быть, мы бы на его месте поступили бы не лучше), — и тогда обижаться нечего. Либо он так поступил потому, что он большой грешник, — но тогда тоже обижаться нечего, потому что Господь ему судья, а никак не мы; и он, может быть, по своей греховности, совершил такой вот поступок, из-за которого мы обиделись, а мы еще, может, еще и более греховны, но просто у нас не было возможности совершить именно такого поступка, но мы, может, еще и что-то худшее совершили. Вот это, конечно, крайнее безумие — обижаться на человека, что бы он нам ни сделал.

Но если мы задеты, если у нас есть в душе какая-то обида, то мы не должны праздновать по-язычески — а праздники у нас продолжаются, и праздник Богоявления, и воскресный день, и праздник святой Татьяны, — а праздновать мы должны по-христиански, т.е. не забывать о неприятном, в том числе о тех обидах, которые у нас есть, а стараться так расположить свою душу, чтобы понять, что обижаться на кого бы то ни было это безумие, чтобы обид у нас не было. Не чтобы мы о них забыли, а чтобы их у нас не было на самом деле. И вот как раз к этому нас призывает сегодня история про Закхея. Потому что уже мало времени, оказывается, осталось до Великого поста, подготовка к посту начинается уже прямо с сегодняшнего дня, и начинается она именно с этого евангельского призыва о прощении обид. Потому что если у нас остаются какие-то огорчения и обиды на людей, то мы абсолютно безумны, и то, что на нас действует извне, только дает нам новую пищу для того, чтобы и дальше продолжать обижаться, потому что у человека, который принял внутрь себя обиду, зрение искажается, и он многое может увидеть, даже то, что ему видеть не надо, но уже ничего не может правильно понять, а видит все только в искаженном виде, потому что все искажается той обидой, которую он держит.

И если у нас, таким образом, не прояснится ум, то мы не сможем войти в Великий пост и сделать этот пост для нас плодотворным. Потому что плодотворным пост бывает не просто когда мы от чего-то в еде воздерживаемся (да и внешне трудно воздерживаться, когда мы от чего-то не воздерживаемся внутренне), а прежде всего тогда, когда мы воздерживаемся от того, чтобы обижать других и, что еще важнее, обижаться самим, — потому что не обижать других, хотя и трудно, но все-таки проще, чем не обижаться самим. И вот, надо стараться не обижаться. Потому что, как сказал авва Дорофей, один из святых отцов палестинских, тот, кто обижается на человека, подобен собаке, которая кидается грызть брошенный в нее камень. Вот этим сравнением он хотел показать, что такая реакция совершенно безумна. Потому что Господь допускает каким-то обстоятельствам или людям действовать на нас так, чтобы мы смогли увидеть свои страсти — например, что мы на кого-то обижаемся. Поэтому надо сейчас воспользоваться тем, что Церковь заранее призывает нас к прощению, готовя к Великому посту, и постараться простить все обиды, которые нам кто-либо причинил. А если смотреть по-христиански, то нас никто и не обижал, потому что христианина ничто не может обидеть. И если нас что-то обидело, то значит, мы не христиане. И сейчас, пока еще продолжаются праздники, надо стараться просить у Господа благодати, т.е. особой милости Божией для того, чтобы Он нам помог совершить то, что нашей душе обычно делать трудно. Но если мы будем просить Бога, то Господь нам поможет, а если мы не будем Его просить, то тогда Он, конечно, нам не поможет. И вот, если Он нам поможет, то невозможное нам окажется возможным в нас для Бога. И тогда мы и к посту сможем подготовиться, и пост для нас будет полезным, и тогда наша жизнь будет полезной для нас подготовкой к жизни вечной. Аминь.