Символический смысл праздника. От нас требуется очищение уст нашей души. Нас оскверняет ложь — и себе, и другим, и Богу. Что значит: “по нужде и закону пременение бывает”? Надо следить за тем, правильно ли цитируют Писание те, кто дает нам какие-то советы.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Сегодня, в Сретение Господне, мы совершаем память одного из важных событий, касающихся нашего спасения, но особенно важным оно является не потому, что Господь тогда исполнил предписания Ветхого Закона, что в 40-й день после рождения первенца надо принести его в храм и принести за него специальные жертвы, в чем, собственно, и состоит праздник Сретения; и даже не просто потому, что в этот день исполнились обетования, которые получили давно Симеон Богоприимец и Анна, дщерь Фануилева, которые милостью Божией прожили, особенно Симеон, необыкновенно большое число лет, чтобы своими глазами увидеть пришедшего Мессию; и даже не только потому, что Симеон Богоприимец в этот день произнес свои знаменитые слова: “Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко”, — а также другое пророчество, обращенное к Богородице: “И Тебе Самой душу оружие пройдет”, — и первое пророчество говорило о том, что Христос Мессия, а второе о том, что Он пострадает; все это очень важно, но что имеет постоянный символический смысл для нашего спасения, который, может быть, не очень понятен при чтении Евангелия, но который всячески подчеркивается в богослужении и даже ставится в богослужении едва ли не на первое место, — это еще нечто другое. А именно, это значение особого дня очищения. И недаром с этим событием связывается еще и другое пророческое видение в Ветхом Завете, видение пророка Исаии, которое, на первый взгляд, никак не связано со Сретением. А именно, когда Исаии явился Серафим, он, взяв от жертвенника небесного клещами угль, вложил его в рот пророка Исаии, что послужило сюжетом для известного стихотворения Пушкина (но там все это, конечно, совершенно не по делу, не о том, о чем на самом деле говорится в Писании). Потому что угль Божества это и есть то, что нас очищает. И недаром у многих христиан Востока причастие, которое мы принимаем, Тело Христово называлось “угль” — имеется в виду именно тот раскаленный угль, который серафим вложил в уста пророка Исаии. И в отношении Сретения этот угль прообразовывал Младенца Христа, Которого Богородица держала Своими руками, прообразованными в том видении пророка Исаии клещами. И недаром есть разные песнопения, обращенные к Богородице, где к Ней обращаются, например, так: “Клеще таинственная”, — т.е. таинственные клещи, относящиеся к таинству, потому что эти клещи служили одним из многих в Ветхом Завете прообразов Богородицы.
И когда мы принимаем во оставление грехов Тело Христово, когда мы на самом деле получаем то, что только было прообразовано в этом видении пророка Исаии и в разнообразных предписаниях ветхозаветного культа, тогда мы получаем оставление грехов и, в частности, грехов наших уст. Мы можем сказать, что грехи наших уст это не только те грехи, которые мы совершаем при помощи слова или с участием слова, но и вообще все грехи, потому что уста имеются в виду также и в духовном смысле, когда мы устами называем просто свою способность говорить, говорить не обязательно вслух, но также и самому себе, т.е. наши помыслы. И вот, у нашей души тоже есть уста, которые не обязательно подвигают ее к тому, чтобы произносить что бы то ни было вслух, но которыми она формулирует в себе помыслы, как добрые, так и злые. И поэтому прежде всего, конечно, требуется очищение уст нашей души, потому что от этого зависит очищение уже наших телесных уст.
Но что же нас особенно оскверняет? Особенно нас оскверняет разнообразного рода ложь. И ложью надо называть не только то, что обычно называется ложью, хотя это правильно так называется, когда кто-то сознательно кому-то в чем-то наврал, но ложью можно назвать и все наши неправильные, в смысле греховные, решения. Потому что когда мы уклоняемся от Бога, когда мы уклоняемся от некоего нашего внутреннего голоса, иногда называемого совестью, который указывает нам, как послушаться Божиих заповедей, тогда мы сами себе лжем. Может быть, мы при этом и не лжем никому из окружающих, а может быть, лжем и окружающим, но это даже не очень важно; важно, что мы лжем сами себе и лжем Богу.
И вот как раз, по некоторой иронии судьбы, в сегодняшнем апостольском чтении содержатся такие слова, которые мы очень часто можем слышать цитируемыми в церковной среде (и еще в XIX веке в России это было очень популярно), которые совершенно перевирают именно для того, чтобы оправдать ложь. А именно, в Послании к Евреям сказано так: “По нужде же закону пременение бывает”. “Пременение” — по-славянски значит “изменение”. И вот, некоторые люди, злонамеренно вырывая из контекста или просто по глупости не умея понять контекст, понимают эти слова так: если настала нужда, то можно отступить от Божественного Закона, — потому что здесь именно об этом законе речь. Конечно, это совершенное безумие. Потому что надо смотреть на всю фразу целиком. Там говорится, что Христос явился как Священник новый, по чину Мелхиседекову; это одно из пророчеств о Христе, которое исполнилось в день Сретения, когда Симеон, по церковному преданию, бывший Первосвященник, сам пришел и поклонился Священнику по чину Мелхиседекову, потому что Симеон был священником по чину Ааронову, и этот чин оказался ниже. И вот, этим поклонением Симеона ознаменовалось изменение священства: вместо священства, установленного Моисеем в Ветхом Завете, явилось новое священство, где Первосвященником является Бог. Уже не от человеков Себе Он поставляет священников, а Сам сделался Священником за нас, как мы говорим каждый день на литургии в молитве перед приношением Святых Даров: “Ты еси приносяй, и приносимый, и приемляй, и раздаваемый, Христе Боже наш”, — т.е. Ты и приносящий жертву, и Сам являешься этой жертвой, которая приносится. То есть Господь Сам стал Священником, и об этом говорит апостол Павел в Послании к Евреям. И он говорит, что если было заранее обещано в Ветхом Завете, что будет какое-то другое священство, по чину Мелхиседекову, о чем, в частности, пророчески говорится в одном из псалмов, то это означает, что если изменится священство, то “по нужде” — а на русский это переводится “по необходимости” — это будет означать, что произошло и изменение Закона. Потому что то священство, которое было в Ветхом Завете, это Ветхий Закон, а то священство, которое будет установлено в Новом Завете, будет означать Новый Закон. Поэтому, говорит апостол Павел, при изменении священства по необходимости бывает и изменение Закона — как вместо священства по чину Ааронову появляется священство по чину Мелхиседекову, так вместо Ветхого Закона будет теперь Новый. И конечно, эта фраза ни в коем случае не может служить для того, чтобы оправдывать ложь и отступление по какой-то непонятной нужде от Божественного Закона.
И поэтому надо относиться с недоверием, если нам кто-то, ссылаясь вроде бы на Священное Писание, дает какие-то по сути не христианские советы. Скорее всего, ссылки на Писание при этом даются ложные; надо смотреть, что там на самом деле сказано. Может быть, подобные ссылки возникают и не по злой воле, а по недопониманию, но, к сожалению, список таких цитат довольно велик, и сегодня мы только с одной из них столкнулись. Поэтому будем стараться, после того как сейчас наши уста были очищены Телом Христовым, их не осквернять ложью ни в каком смысле этого слова, т.е. не только никому не врать, но, прежде всего, не врать самим себе внутренне и не врать Богу. И тогда мы сможем вместе со святым Симеоном Богоприимцем при исходе из этого мира сказать: “Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, с миром”. Аминь.