Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Какой смысл имело чудо св. Феодора Тирона, если оно было для еретиков, и если христиане не могут оскверниться идоложертвенной кровью? Мы не должны выставлять напоказ свои подвиги и не должны соблазнять немощных, в т.ч. христиан, которые веруют неправославно, потому что они впоследствии могут придти к православию. Чтобы избежать гордости и прелести, надо стараться поменьше оказываться у других на виду

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня наступил первый праздник, который бывает в Великом посту — память святого мученика Феодора Тирона, а точнее говоря, память чуда, которое было совершено Великим постом примерно в 362 году, когда император Юлиан повелел идоложертвенной кровью окропить все продукты на рынке, чтобы таким образом христиане осквернились. И если вдуматься, что это было за чудо, зачем оно было нужно, то у современного человека может возникнуть недоумение. Потому что апостол Павел ясно говорит, что если мы будем есть идоложертвенное, будучи верующими людьми, то никак это нас не осквернит. Понятно, что язычники могли думать, будто это может осквернить христиан, и могли стремиться осуществить такие замыслы; но вот почему христиане должны бояться таких замыслов, вроде бы и непонятно, потому что, по апостолу Павлу, если они по неведению съедят что-то идоложертвенное, тем более не идоложертвенное, а просто обычную пищу, обрызганную идоложертвенной кровью, то они, конечно, не осквернятся, — об этом совершенно ясно говорит апостол Павел. И кроме того, церковное предание очень хорошо сохранило память о том, что подавляющее большинство христиан в Константинополе в то время были еретиками, и патриарх, которому явился святой Феодор Тирон и предупредил о замысле язычников, тоже был еретиком. Это даже не то, что ученые знают об этом из каких-то источников, а церковное предание об этом забыло, и считается, что они были православные; нет, это именно церковное предание сохранило, и об этом говорится в синаксаре сегодняшнего дня в Триоди Постной, да и в других произведениях церковных писателей, которые были православными. Тогда вообще какая разница, осквернились эти еретики или не осквернились, если все они пребывали в ереси?

И вот, эта история дает нам некоторое вразумление. И вразумление это продолжает, может быть, то вразумление, которое мы получили накануне Великого поста, в те субботу и воскресенье, которые предшествовали началу Великого поста, когда мы читали из Евангелия разные отрывки, которые должны были нам напомнить о том, что мы свои христианские подвиги, особенно пост, должны проходить втайне, так чтобы внешне не было заметно, что мы как-то особенно себя измождаем. Мы должны выглядеть хорошо, как обычно. И понятно, почему это нужно — чтобы не развивалась гордость и всякое фарисейство. А вот то, о чем сегодня говорит нам церковная история и богослужение, — это на ту же тему, но немножко по поводу другой ситуации. Но подобные ситуации тоже довольно часто в нашей жизни встречаются, в жизни каждого из нас, и поэтому все мы должны это знать. Мы не должны смущать немощных. Тот же апостол Павел, который говорит, что идоложертвенное никого не оскверняет, прибавляет, однако, что если кто-то будет соблазняться просто по своей немощи, по непониманию христианской веры, если кто-то из неутвержденных в вере новоначальных христиан будет из-за этого смущаться, то лучше “не есть мяса вовек”, вообще никакого. Потому что если есть какое-либо мясо, то всегда есть шанс, что туда примешано идоложертвенное, — так вот он рассуждал. И поэтому важно было, чтобы христиане не имели такого соблазна. Потому что подавляющее большинство христиан, которые жили в Константинополе, были большей частью новоначальными, и их надо было беречь от этого соблазна, по апостолу Павлу.

Но это еще не все. Мы не должны смущать совесть даже и тех людей, которые веруют как-то неправильно. Потому что сегодня они веруют неправильно, а завтра, может быть, уверуют правильно. А человек, новоначальный в вере, достаточно случайно оказывается в той или иной церкви, православной или неправославной. С точки зрения житейской, это как кому повезет. А с точки зрения промысла Божия, конечно, можно сказать, что Богу виднее, кого как вести, и это совсем не нашего ума дело. По крайней мере, мы должны знать, что, хотя мы и не понимаем причин этого, часто люди или даже большие массы людей приходят в Истинную Церковь из каких-то ересей или, как в наше время, из безбожия; к сожалению, бывает и обратное — люди так же массами отпадают от Церкви. И поскольку большинство тех, кто так или иначе принадлежит к Православной Церкви на земле, являются не очень утвержденными в вере людьми, то очень часто бывают такие переходы из истинной Церкви в неистинную, но бывает и обратное; и поэтому мы по возможности не должны смущать никого.

И вот, наше такое церковное поведение тоже должно строиться так, чтобы не подавать никакого соблазна. Скажем, если мы понимаем, что какие-то вещи являются суевериями, или что какие-то обычаи отжили или никак не обоснованы откровением Божиим и церковным преданием, или если мы, скажем, знаем, что существуют просто какие-то обычаи, пусть даже и не церковные, а бытовые, то мы должны стараться не идти поперек того, что люди от нас ожидают, чтобы не вызывать у них лишних искушений. Безусловно, бывают ситуации, когда необходимо идти на то, чтобы делать нечто соблазнительное для кого-то, — и тогдане надо смотреть на то, какую реакцию это вызовет у окружающих. Но надо уметь разбираться, когда это действительно необходимо, а когда это совсем не обязательно делать, а просто мы не хотим подумать о том, чтобы лишний раз никого не соблазнять. Вот, во всех случаях, когда можно сделать так, а можно и иначе, нужно делать иначе, т.е. так, чтобы никого не соблазнить. И большинство случаев именно таковы. Только относительно немного случаев есть, когда ничего уж нельзя поделать, и приходится доставлять людям смущение. Иногда приходится нарушать какие-то житейские или даже церковные обычаи, с их точки зрения непоколебимые, — но это должно быть обосновано.

Почему так нужно делать? Всякая заповедь, которая нам дана в церковном предании, и вообще все, чему нас учит Церковь, нужно прежде всего не для кого-то, а для нас. Если мы кого-то без нужды искушаем, то мы за это будем сами иметь очень большие искушения. Обычно когда человек ведет себя перед другими людьми так, что все думают, что он какой-то особенный — то ли у него какой-то особенный стиль христианской жизни, то ли он, может быть, очень преуспевает в том стиле христианской жизни, который всем известен, и достигает каких-то успехов, — то такой человек должен понимать, что чем заметнее он для окружающих, тем больше у него будет искушений. Если он еще не совсем впал в прелесть, то Господь, скорее всего, будет его вразумлять просто какими-то жесткими искушениями, чтобы он понял свою немощь и смирился; а если он еще дальше заходит и не вразумляется такими искушениями — потому что никакие искушения свободы воли у нас не отнимают, и если мы не хотим вразумляться, то ничто из происходящего нас не вразумит, — то тогда, конечно, Господь может его оставить жить по своей воле. И тогда человек окончательно впадает в прелесть, и уже извне никакие люди или обстоятельства не могут вывести его из этого состояния. Конечно, бывают единичные случаи, когда люди и из такой прелести приходят к покаянию; но, как правило, в подобных случаях происходят уже необратимые изменения, и они погибают. Так об этом пишут святые подвижники. Поэтому нам надо стараться прежде всего избегать ситуаций, когда мы можем сильно укрепиться в своей гордости и тщеславии, особенно в гордости. А это чаще всего те ситуации, когда мы делаем что-то необычное — или что-то необычное, что люди вокруг считают хорошим, или что-то необычное, что они считают плохим (вот как в сегодняшнем случае с идоложертвенным), или что-то, может быть, нейтральное, т.е. ни хорошее, ни плохое, но просто необычное. Т.е. мы в таких случаях оказываемся на виду. И мы всегда должны помнить, что мы при этом оказываемся прежде всего на виду не у людей, а у бесов, и они нас так просто не оставят; поэтому прежде всего надо стараться не оказываться у других на виду. Но целиком и полностью это невозможно; мы неизбежно будем так или иначе оказываться на виду. Тогда мы, во-первых, должны понимать, что оказались на виду, и что эта ситуация для нас очень искусительна. Если нам кажется, что все это ерунда, и мы в такой ситуации живем нормально, то мы, скорее всего обманываемся и просто чего-то не видим. Поэтому мы должны в таких случаях вести себя с опаской и особенно осторожно, стараться смиряться и как-то уходить от таких ситуаций, стараться вести себя незаметно. И вот, об одной стороне того, чтобы вести себя незаметно, нам говорило Евангелие в прошедшие субботу и воскресенье, а о другой стороне этого — о том, чтобы не искушать немощных, — говорит нам сегодняшнее богослужение. И да подаст нам Господь все эти уроки усвоить и достигнуть Царствия Небесного. Аминь.