Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы совершили богослужение Великого вторника и, хоть нас тут довольно-таки мало, но мы все равно едины со всеми православными христианами. И слава Богу, что можно хоть и из пустого храма, но обратиться сразу ко всем, кто сегодня совершает богослужение Великого вторника, для кого это важно, и кто вспоминает сегодня Второе Пришествие.

Сегодня вторая и главная часть беседы на горе Елеонской читалась на литургии. Она в основном состоит из притч, каждая из которых относится к Суду. Они образуют определенный порядок, который позволяет объяснить им друг друга, и все они говорят с разных сторон о том, что такое Суд.

Самая последняя из них прямо говорит о том, как будет происходить Суд. Там определенный список того, что надо делать, и те, кто это делал – идут в жизнь вечную, а в муку вечную идут те, кто этого не делал. При этом говорится, что все это надо делать по отношению к Богу, но это значит, что по отношению к ближнему. И об этом же нам говорят другие притчи.

И проще нам будет понимать эти притчи, если  мы будем иметь в виду церковный календарь.  Суд – это десятый день седьмого месяца. К нему отнесена самая последняя притча. До этого значимое событие происходит за семь дней – семь дней являются днями подготовки суда. С третьего дня седьмого месяца устанавливался однодневный пост даже, хотя трудно сказать, что праздновали те общины, к которым принадлежал Иисус, но, по крайней мере, был подготовительный период.

И ему соответствует предыдущая притча – о богатом человеке, который отдал кратное числу дней, остающихся до суда, количество талантов. Одному пять, другому два, третьему всего один, а всего получается восемь – символическое обозначение количество дней до суда с третьего числа. Эта притча тоже многим памятна – Господь Себя сравнивает с человеком, который попросту является бандитом.

Не надо думать, что Господь всегда Себя сравнивает в притчах с кем-нибудь хорошим, например, с добрым отцом или справедливым судьей. Он не всегда бывает судьей справедливым, но бывает даже заведомо несправедливым – жнет, где не сеял, собирает, где не расточал. То есть человеческую справедливость искать не надо, но надо смотреть на волю Божию и не смотреть на свое понятие справедливости.

Но дальше начинаются другие притчи, и они все связаны с ночью: притча о девах; притча о домоправителе, который в отсутствие хозяина начал пьянствовать и бить клевреты своя, то есть подчиненных ему слуг;  и до этого еще притча о господине дома, который, если бы знал, в какую стражу, в какое время ночи придет вор, то он бы бодрствовал и не дал бы подкопать свой дом.

Общее в этих притчах то, что ночью и в неожиданное время придет Господь. И для того, чтобы нам устоять на Суде — это древнееврейское выражение, означающее «быть оправданным на суде», — нам надо ждать Его всегда. Притча о девах всегда выражается в том, что тоже надо бодрствовать – оба варианта этой притчи об этом говорят. Если коснит Жених, то есть замедляет, опаздывает, то все равно надо бодрствовать и ждать.

А евангельский вариант притчи о девах говорит о том, что надо запасать елей. Елей – это символ милости в греческом языке, но евреи это тоже понимали. И это связано с праздником, который совершался в третью пятидесятницу после первой пятидесятницы. Была Пасха, потом Пятидесятница, через пятьдесят дней вторая Пятидесятница — праздник нового вина, — а еще через пятьдесят дней третья Пятидесятница — праздник нового елея, масла. И вот как раз с ней связана эта притча. Этот праздник в нашем христианском церковном календаре тоже немножко оставил следы. А на месте предыдущей Пятидесятницы, которая осталась в христианских календарях, образовался праздник святых апостолов.

До этого идет притча о домоправителе, который пьянствует. Она соответствует второй пятидесятнице, или празднику Нового вина. Конечно, речь идет о том, что надо пить вино учения, вино Закона Господня. Поучаться надо Закону Господню, и это есть трезвое упоение; «упоение» — это по-церковнославянски, а по-русски – «пьянство». То есть должно быть трезвое пьянство, которое дает изучение Закона, но только такое его изучение, которое состоит в обучении жизни по этому Закону. Вот об этом речь, и вина домоправителя в том, что он вместо того, чтобы изучать Закон, занимался чем-то другим или плохо его изучал. Поэтому и называются его дела пьянством. Он совершал то, что, по Закону, как раз не должен был совершать, и за это был наказан.

Наконец, самая первая притча. Если проецировать на календарь – это первая пятидесятница, когда воспоминается дарование Закона на Синае. Здесь еврейские слушатели и читатели Евангелия сразу узнавали, что когда речь идет о том, что надо ремонтировать дом, надо делать это ночью, то это значит, что надо изучать Закон. То есть это разрушение дома – это разрушение Храма, когда был потерян Закон, и когда Храм стали восстанавливать при Ездре, то Закон нашли. Вот какой смысл заделывания бреши в доме. А если этого не делать, то будет все плохо.

Вот такая тут довольно четкая последовательность, которую мы прошли с конца. Конечно, можно этого всего не понимать, но все равно извлечь из этих притч очень много полезного, но если понимать, то пользы будет еще больше. Но наше сегодняшнее богослужение выделяют одну из этих притч, хотя в какой-то степени упоминает все, – притчу о девах.

Дева – это образ нашей души, она должна быть девственной. То есть она должна принадлежать только одному жениху – Христу, то есть Богу. И это должно быть источником всех наших мыслей и дел – душа наша является девой, которая принадлежит только Богу. Да, она должна быть милостивая, она должна и материально миловать и помогать тем, кому может. Она должна иметь запасы для этого, а запасы – это только благодать Божия, которые мы должны стяжать.

Конечно, она должна бодрствовать, потому что именно ночь – это время, когда все расслабляются, и все недобрые «люди», то есть бесы, в это время на нас наступают. Что такое ночь, если посмотреть духовно? Ночь – это весь исторический период до Второго Пришествия, когда наступит день Христов. Время, в которое мы живем сейчас, – это сплошная ночь, потому что все вокруг спят. И мы сами норовим спать, но надо бодрствовать. Надо понимать, что именно в это время, когда никто не ждет, Господь и приидет.

Даже когда бывают маленькие неожиданности в жизни, люди очень удивляются, что как это так вдруг меняется. Люди очень часто склонны думать, что тот порядок, к которому они привыкли, будет всегда. Иногда им указывают на совершенно явные признаки того, что это скоро изменится, и они ничего не могут возразить, и даже соглашаются, что изменится, но в поведении своем все равно исходят из того, что это будет всегда. Очень трудно психологически изменить свое поведение. Трудно, но необходимо.

У христианина должно быть другое отношение: ничего постоянного нет. Если это было вчера, позавчера и в течение многих лет, то, может быть, именно сегодня это будет не так. Если думать иначе, то невозможно поверить ни в одно чудо. И, прежде всего, невозможно поверить в Воскресение Христово, без чего вообще нет никакого христианства. Но если мы думаем, что верим в какие-то чудеса, которые где-то когда-то с кем-то происходили, но в своей жизни мы считаем, что все будет как вчера и как сегодня, то надо понимать, что мы люди неверующие.

Но нам самим трудно разобраться, верующие мы или неверующие, но надо этим заниматься – это работа. Надо отделять свою неверующую часть, ловить ее на том, где она проявляется, а она всегда себя выдает в разных бытовых случаях, и сразу от нее отказываться. Надо понимать, что настоящее «я» — это другое «я», которое понимает, что все может измениться в момент, что ничего постоянного нет, что все есть только сейчас из того, что есть.

Но это все относится к делам мирским, а настоящее и постоянное – это то, что относится к Богу, это есть всегда с нами. И поэтому мы всегда занимаемся ремонтом нашей подкопанной храмины; мы всегда пьем вино до трезвого упоения, а не до того, которое было у этого домоправителя; у нас всегда запас елея, которым является благодать Божия; мы стараемся заниматься выгодной куплей, а этим, между прочим, запрещает заниматься Ветхий Завет, а господин заставлял заниматься ростовщичеством, и мы готовы им заниматься – заниматься теми душеспасительными делами, которые приносят нам больше прибыли, больше благодати Святаго Духа. Серафиму Саровскому приписывают такое толкование этой притчи, что надо быть как купцы, которые стали заниматься тем бизнесом, который приносил больше, а не меньше прибыли. Каждому человеку лучше удаются не все добрые дела, а какие-то конкретные – вот ими и надо заниматься. И тогда уже с дерзновением можно будет надеяться на то, что на Суде мы окажемся с теми, кто все сделал, что надо было сделать по списку.

Аминь.

епископ Григорий (Лурье)