Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы завершили тот день, когда неоднократно читается Евангелие о Страстях Христовых, когда вспоминается все, что связано с самими Христовыми страданиями: то, что было связано с арестом, с допросами, с бичеванием, с Крестным путем на Голгофу, с пребыванием на Кресте, со смертью на Кресте, наконец. Заканчивается это воспоминание погребением, но специально погребению будет посвящен следующий день – Великая Суббота.

Многое в этот один день, Великую Пятницу, произошло. И чтобы из многого вспомнить хотя бы что-то одно, скажем об одном. Когда Пилат предлагал освободить Христа, то иудеи это предложение отвергли и попросили, чтобы им освободили настоящего разбойника – Варавву, которого и освободили.

Что означает имя «Варавва»? Ведь все символично. «Варавва» обозначает на арамейском языке, на котором тогда преимущественно говорили, «сын отца». Получается, что вместо одного Сына Отца, Которым был Христос, освободили другого сына отца, и если сын этого отца был разбойник и убийца, то можно предполагать, кто был его отец. Конечно, здесь надо понимать в символическом смысле, что отец его был диавол.

И вот один — Сын Отца, и другой — сын отца, – и мир просит одного освободить, а другого убить. Так мир всегда относится к христианству.  Так он всегда относится к Богу и Истине, потому что не началось же это все с Христа. Наоборот, Христос говорит, что ты, Иерусалим, убивал пророков, которые раньше тебе были посланы. Он также рассказывал притчу о злых виноградарях, которые тоже убили сначала слуг и посланцев хозяина виноградника, а потом даже его сына.

Все это прямо относится к сегодняшним событиям. Конечно, исторически это было не только тогда, когда была земная жизнь Спасителя, или тогда, когда приходили пророки заранее о Нем возвестить, но это будет продолжаться и дальше. Причем Господь говорил, что Меня гнали, и вас будут гнать. Это нормально.

Многие современные христиане думают, что мы вот такие особенные, и это потому что мы такие хорошие, на нас ополчается мир. И когда у них просто по какой-то случайности возникают неудобства в жизни, они склонны обвинять мир и видеть этому причиной свое христианство. А еще больше они склонны так делать тогда, когда сами в чем-то виноваты, сами ведут себя неадекватно или, может быть, вообще плохо и делают, что греха таить, гадости окружающим.

Конечно, удобно все это объяснить тем, что я вот такой особенный, потому что я христианин, а вот эти безбожники или ненастоящие христиане устраивают на меня гонения. Это, конечно, нездоровое устройство души. Оно нездоровое в духовном смысле и может привести, если это еще  не так с самого начала, к психическому заболеванию.

Конечно, не в этом состоит христианство. А в чем отличие, в чем оно состоит? Ведь, вроде бы, и те, и те гонимые. Возьми любого параноика – он будет гонимый так, что никакому более здоровому человеку просто невозможно быть гонимым, потому что он будет гоним всегда, всюду будет видеть против себя замыслы и опасности, врагов. Некоторые христиане к этому образу очень близки.

А чем отличается настоящее христианство? Пожалуйста – надо посмотреть на пророков и надо посмотреть на Христа. А потом посмотреть на апостолов, на мучеников, на всех святых. Не были они гонимыми? Конечно, были. Но была ли у них психология затравленного зверя, который на всех огрызается? Трудно придумать что-то более непохожее на то отношение к жизни, которое бывает у христиан. Наоборот – открытое, спокойное, ко всем благорасположенное, в том числе и к тем, про кого, хоть и редко, но удается точно знать, что они злоумышляют против тебя что-то плохое.

Бывают случаи, как тоже вспоминающийся сегодня случай с Иудой, когда никакое благое расположение не помогло, хотя оно до последнего, до самого момента ареста оказывалось ему Христом. Но есть ведь и другие случаи, когда помогает, когда многие враги становятся друзьями.

Но мы должны быть благорасположены к людям не для того, чтобы с корыстной целью превратить их в наших друзей или даже просто для того, чтобы их привлечь к христианству – это тоже не нашего ума дело. А мы просто должны быть расположены так ко всем людям абсолютно, потому что в этом наш долг просто перед самими собой и, самое главное, перед Богом.

И если мы понимаем, с одной стороны, к чему приведет наша жизнь в мире, что будет много врагов, и, в конце концов, им в той или иной степени удастся в мире сем одержать победу над нами, но внутренне мы победим тогда, когда будем оставаться со Христом, а значит и относиться ко всем окружающим, в том числе и враждебным к нам, так, как относился Христос к тем, кто был враждебен к Нему.

Тогда, конечно, кого-то из враждебных нам людей привлечем к себе — а это не цель, главное к Христу привлечь, — а кого-то нет. У всех людей свободная воля. У кого-то она обратится так, у других эдак. В любом случае тогда мы будем вести себя правильно и тогда мы будем действительно подражать Христу.

И вот об этом трудном аспекте подражания Христу особенно напоминает нам сегодняшний день. Мы должны быть тоже сыновьями Отца, но должны четко понимать, какого именно из двух.

Аминь.