Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Это поминовение усопших приурочено к воспоминанию Страшного суда. Надо все время готовиться в любой момент предстать пред лицом Господа, т.к. все времена после Его пришествия на землю — последние. Лжехриста проповедуют еретики. Внутренне мы тоже можем принять за волю Божию собственные мысли или бесовские внушения. Молясь за усопших, надо прежде всего молиться за себя. Мы молимся за усопших, а они молятся за нас.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня мы совершаем, как это обычно и бывает во Вселенскую родительскую субботу, память всех от века усопших православных христиан. И каждый раз Церковь совершает память их по-разному, по особой причине. Та причина, по которой в эту субботу совершается такое особое поминовение всех усопших, одно из двух самых главных в году (второе — перед днем Святой Троицы), заключается в том, что сегодня мы таким образом уже начинаем воспоминание, которому специально будет посвящен завтрашний день, завтрашнее воскресенье, — это день Страшного суда. Мы совершаем его воспоминание, хотя этот день еще в будущем, потому что литургия позволяет нам вспоминать не только прошлое, но и будущее. И вот, началом этого воспоминания накануне, т.е. сегодня, является родительская суббота. И поэтому в Евангелии перед заупокойным чтением, которое говорит о том, как Господь будет судить мертвых, мы сегодня читали еще другое чтение из Евангелия от Луки, говорящее о том, что будет происходить в последние дни мира. И даже там об усопших ничего и не говорится, а все оно приурочено к завтрашнему дню. Но это не случайно, потому что сегодняшнее воспоминание всех усопших тоже относится к завтрашнему дню. Потому что мы знаем, что Господь, когда придет во Своем втором пришествии, воскресит всех к тому времени умерших, а те, кто в то время будут жить на земле, не умирая, окажутся пред лицом Господа так, как обычно люди оказываются перед Ним после своей смерти.

И вот поэтому все мы, независимо от того, доживем мы до этого дня или не доживем, должны думать и настраиваться на то, как мы окажемся пред лицом Господа. И об этом нам и говорит сегодняшнее евангельское чтение на примере тех людей, которые в тот момент будут живы. И оно говорит нам о некоторых вещах, которые нам важно помнить, и одна из них — чтобы не слушать, когда кто-то называет себя Христом, говорит, что Христос пришел и надо Его встречать, потому что будут разные лже-христы. А что касается времени второго пришествия, то мы знаем, что оно не когда-то там в будущем придет и не сейчас пришло, но пришло уже давно. Потому что после того как Господь воплотился, был распят, вознесся на небо и даровал Святого Духа, Он дал через Ангелов обетование, еще когда возносился, что Он так же и придет. Поэтому то время, когда Он придет, уже тогда и наступило, и мы в нем живем, и многие наши предки-христиане в нем жили, и поэтому мы должны ждать Господа в любой момент, и не надо нам слушать, что вот теперь настали какие-то особенные времена, когда это время приблизилось. Нам не надо это слушать не потому, что эти времена не настали, а как раз наоборот, потому что они давно уже настали, и надо все время помнить, что мы живем в эти последние времена, о чем и говорят все святые отцы, сколько их было в христианском мире во все века. И они специально разъясняют, какие это времена последние. А последние времена те, о которых в Евангелии сказано, что в последние времена воплотился Господь Иисус Христос. Вот мы в эти времена и живем.

Но почему нам важно не обознаться, не перепутать Христа с кем-то другим? Прежде всего, конечно, чтобы не принять за Христа какого-то не того бога, о котором говорят разные религиозные учения. И в частности, ложно учат о Христе еретики, поэтому еретическое учение о Христе по видимости, вроде бы, является учением о Христе, потому что еретики говорят, что учат именно о нем, но на самом деле, конечно, у них нет Христа. Конечно, не надо об этом говорить так, чтобы это звучало обидно, потому что мы никого не должны обижать, в том числе и еретиков; но по сути дела мы должны понимать, что все еретики поклоняются антихристу. Потому что все еретики это люди, которые обознались и приняли за Христа кого-то не того, кого называют, однако же, Христом. И мы понимаем, что опасность ереси для нас в наше время не является какой-то абстрактной, как, собственно, и ни в какое время она не была абстрактной, а она самая что ни на есть реальная, потому что во все времена значительная часть людей, называющих себя христианами, а нередка и бОльшая их часть, как это происходит сейчас, принадлежат к различным лжеучением, различным ересям и по сути дела христианами не являются. К сожалению, мы это можем сказать о многих лично благочестивых людях, которых очень много и среди католиков, и среди прихожан Московской патриархии и т. д. К сожалению, такое личное психологическое благочестие, хотя оно, конечно, и необходимо и важно, не делает человека православно верующим, т.к. этого недостаточно. И вот, это тот догматический смысл Господнего предостережения, о котором мы должны помнить и о котором мы еще что-то знаем.

Но кроме догматического, как и во всяком месте Евангелия, у этого предостережения есть и аскетический смысл. Потому что, возможно, мы будем в истинной Церкви и ни в какую ересь не впадем, но тем не менее, мы можем легко ошибиться в отношении того, что есть угождение Христу. Ведь мы можем считать, что делаем что-то по воле Божией, а на самом деле будем творить свою волю, принимая собственные свои мысли за Христовы внушения, а может быть, и прямо слушаясь бесов, — но не так, что будем внешним образом отпадать от Церкви, а так, что будем отпадать от благочестия внутренне, через различное потворствование своим страстям. Мы знаем и о такой опасности и понимаем, что Господь и об этом тоже нас предупреждает.

И поэтому сегодняшнее поминовение усопших это не только поминовение всех усопших, которые уже умерли, но это и наша собственная молитва за нас сейчас. Конечно, и всегда, когда мы молимся об упокоении чьей-то души, мы должны прежде всего молиться за себя. Потому что если мы сами не молимся, то мы не можем помолиться и ни о ком другом. Это мы всегда знаем, и поэтому мы знаем, что в любой день поминовения усопших очень важно, чтобы мы и сами помолились и причастились, а не просто подали записку в храм, как в какой-то автомат, а сами пошли по своим делам. Гораздо более, чем подать записку, важно самим исповедоваться и причащаться в этот день. Но особенно это касается сегодняшнего дня, когда Господь нас настраивает на то, что мы с Ним лично встретились. Когда это произойдет, мы не знаем, — тогда ли, когда окончится всемирная история, или раньше, но в принципе это и не имеет для нас значения. И вот, готовясь к личной встрече с Господом, мы должны особенно вспоминать наших усопших и особенно молиться о них. И в этом особенное значение именно сегодняшнего дня поминовения усопших, и этим сегодняшний день поминовения отличается от других аналогичных дней.

Поэтому будем все время помнить, что Церковь всегда обращается к нам, чтобы мы исправляли свою жизнь, чтобы мы готовились к тому, что на самом деле нас ждет, независимо от того, будем мы об этом помнить или нет, будем мы от этого отвлекаться или нет. Поэтому если все равно мы этого не избежим, мы не должны от этого отвлекаться и должны на это настраиваться. И настраиваясь на это, мы должны вспоминать о тех из наших знакомых и близких или, может быть, близких только в христианском смысле, а лично не знакомых, которые уже предстали пред Господом и у которых уже состоялось в жизни — именно в жизни, потому что жизнь у людей вечная, — уже произошло в их жизни то, что нам еще только предстоит. И тогда и они за нас помолятся, а многие из них закончили свою жизнь праведно, и молитвы их сильны пред Богом, и мы получим их молитвенную помощь, как они сейчас получают нашу. Аминь.