Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Жены-мироносицы и те тайные ученики Христовы, которые совершили Его погребение, сделали то, что нужно было в данный момент; их пример научает нас не верить верности тех, кто что-то провозглашает и говорит, а верить тем, кто что-то делает; нужно стараться как можно меньше всего говорить, даже и хорошего, ничего не декларировать без нужды; пусть о нас подумают, что мы не христиане — это полезно для уязвления нашего тщеславия; в жизни Истинно-Православной Церкви встречаются и Иуды иногда, и происходит постоянное разбегание от страха, и к этому надо относиться нормально; нельзя гордиться, что мы выстояли в каком-то искушении, а кто-то убежал, иначе нам будет следующее искушение, и мы уже не выстоим; принадлежать к Истинной Церкви, которая не поощряется государством — это не означает принадлежать к какому-то клубу благовоспитанных и уважаемых людей, и быть на хорошем счету, а, скорее всего, наоборот.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня мы совершаем память жен-мироносиц и тех тайных учеников Христовых, которые совершили Его погребение, когда другие ученики, ходившие за Нимпостоянно, более смелые, как раз и разбежались. А те, кто вел себя так, чтобы не подвергнуться какому-то риску, скрывали себя при жизни Христа, хотя и были учениками, но когда пришло время, и больше было некому, они себя подвергли риску. Действительно, потом понесли за это какие-то притеснения от иудеев, но вот они как раз и совершили то, что было нужно в тот момент.

Сегодняшнее воспоминание, конечно, связано с тем, что это еще одно из главных уверений в том, что Христос, действительно, воскрес. Мы вспоминаем все те события, которые привели к тому, что все поверили, что Христос воскрес. В прошлое воскресенье это было уверение Фомы, а в это воскресенье тех, кто были причастны к погребению и к кому являлись ангелы, то есть к женам-мироносицам.

Но, вспоминая их, мы должны еще думать, кто они такие, и какое они имеют отношение к нам. Потому что ведь все святые, даже те, примеру которых подражать мы не можем, являются все равно для нас примером. И в чем-то мы должны им подражать, и вообще понимать, как устроена жизнь, как устроено христианство, и как нам быть самим во всем этом. Ведь они своим примером помогают нам самим жить по-христиански. Как же нам помогают ученикиХриста, которых мы сегодня вспоминаем – Иосиф с Никодимом и жены-мироносицы?

Прежде всего, они научают нас не верить верности тех, кто что-то провозглашает и говорит, а верить тем, кто что-то делает. Потому что есть самые разные причины, по которым самые разные люди, — к сожалению или не к сожалению, но это факт, — в том числе и мы сами, могут отступить. И даже если нам кажется, что причина того, что мы чему-то хорошему преданы, в том, что мы, действительно, люди верующие и хотим жить по-христиански, то на самом деле это совсем может быть не так.

Есть хороший такой совет: как можно меньше всего говорить, даже и хорошего, ничего не декларировать без нужды. Потому что далеко не всегда наша приверженность христианству нуждается в каких-то заявлениях. Как правило, как раз не нуждается. Лучше мы промолчим. Лучше пусть подумают про нас, что мы не христиане. Ничего страшного в этом нет, и даже для уязвления нашего тщеславия полезно, что кто-то думает, что мы там никакие не христиане.

Но зато бывают другие ситуации, когда надо ничего не говорить, а именно сделать, и может быть, даже опасное, как вот в данном случае — ведь Иосиф и Никодим сделали именно опасное дело. И тем легче это сделать, если знаешь, что от тебя этого никто и не ожидал.

В то же время, когда мы смотрим друг на друга, то мы тут же должны заведомо ко всем относиться так, как они себя представляют. Скажем, пришли люди в церковь, а тем более, если они причащаются и исповедуются, значит, тем самым каждый из них заявил о себе, что он православный христианин. Значит, мы должны ему верить. В то же время, мы должны понимать, что Господь Бог знает лучше, а сам этот человек знает хуже. Надо быть готовым к тому, что иногда – слава Богу, их особенно много быть не может, — могут появиться и Иуды среди православных христиан.

Но об этом еще как-то помнят, а вот о чем помнят меньше, то встречается гораздо чаще: когда люди не то чтобы совершают то же самое, что и Иуда, но просто разбегаются, как все ученики, от внезапного страха или чего-то еще. В жизни Истинно-Православной Церкви и то, и другое – и Иуды иногда, и постоянное разбегание от страха – встречается, и к этому надо относиться нормально.

Конечно, нормальное отношение к тому, что кто-то ведет себя как Иуда, ни в чем хорошем состоять не может, потому что нет возможности иметь церковного общения с таким человеком, но к тому, что кто-то себя ведет как разбежавшиеся ученики, надо относиться так, как Господь относился: понимать, что такое будет, что такого будет много, и прощать, и принимать обратно, и не очень зазирать наших ближних.

Потому что если нам так повезло, что в какой-то ситуации мы не дрогнули, а кто-то там дрогнул и побежал, то это совершенно не обязательно потому, что мы более устойчивы. Просто мы не знаем, какая там совокупность факторов действовала на этого человека. Окажись мы на его месте, а мы даже не знаем, в чем было это его место, то не факт, что мы бы выдержали.

Кроме того, если мы будем гордиться тем, что выдержали бы — предположим, что это правда, — то все равно за это мы будем потом наказаны, потому что для нас конкретно тогда будет следующее искушение, в котором мы уже не выстоим. И это будет для того, чтобы нас смирить, потому что, когда мы видим, что вот мы что-то выстояли, а рядом кто-то пал, то это всегда для нас искушение, пища для нашего тщеславия и гордости.

И если мы не отринем это искушение, поведем себя неправильно, то тогда, скорее всего, будет нам какое-то падение – либо еще какая-то опасность, которую мы не выдержим, либо, как часто бывает, внутренние какие-то плохие вещи, как, например, впадение в блуд или блудные помыслы. Такое часто бывает от гордости.

Поэтому надо на эти вещи смотреть просто и естественно. А в тоже время надо понимать, что разные люди, которые вели себя совершено невыразительно, может быть, даже и вообще мы не помнили об их существовании – примерно так и вели себя апостолы Иосиф с Никодимом, но Никодим вел себя не невыразительно, а он таился, тайно общался с Иисусом, — такие люди могут как раз нам сильно помочь.

Поэтому мы никогда не знаем, кто для нас самый лучший, кто для Церкви самый лучший, только знаем, что Господь все откроет, и знаем про себя, что мы должны делать сами, чтобы не отпасть. Чтобы не отпасть не только так, как Иуда, но и не отпасть так, как разбежались ученики. А если с нами случится разбежаться, как разбежались ученики, то постараемся все-таки подражать апостолу Петру и другим ученикам, которые покаялись и собрались вновь.

Вот те, кто не разбегались, — это пример жен-мироносиц. Оне и ходили открыто за Иисусом, и не разбежались, когда стало все очень опасно. И если мы хотим быть в Истинной Церкви, которая не поощряется государством, принадлежать к ней не означает принадлежать к какому-то клубу благовоспитанных и уважаемых людей, и быть на хорошем счету, а, скорее всего, наоборот, то вот все эти вещи надо помнить.

Мы живем в более близких условиях к условиям той общины, которая первоначально была у христиан, той, о которой сегодня мы вспоминали.

Аминь.