Житие св. Никифора. Он был поставлен в патриархи из мирян и был человеком светского воспитания и ученым, но когда нужно было противостоять ереси, он не пошел путями, свойственными интеллигентам нашего времени, но использовал свои знания для сопротивления ереси и для борьбы за православие. При своей жизни он не увидел торжества своих идей, но потом они восторжествовали. Мы же не можем надеяться на торжество православия на земле, но для нас главное не это, а чтобы не отпасть от веры и остаться с православными на небе.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Сегодня мы совершаем память патриарха Никифора Константинопольского, который был патриархом в начале IX века, и во время патриаршества которого во второй раз возникла ересь иконоборчества. Святой Никифор вынужден был ей противостоять, и так как он не согласился с императором участвовать в его замысле и вновь ввести иконоборческую ересь, то он был смещен и до конца своих дней жил в ссылке, будучи, конечно, единственным настоящим и законным патриархом Константинополя, а в это время его престол занимали еретики. Он умер через 15 лет после начала второго иконоборчества, в 829 году, а иконоборчество было провозглашено в 814 году, а фактически принято в 815-м, когда был собор, принявший иконоборческие догматы и низложивший — хотя это, разумеется, не имело силы в глазах Божиих — святого Никифора.
Святой Никифор представляет собой тип человека, в чем-то очень похожий на современных христиан, а в чем-то, наоборот, очень нетипичный. Он был человеком светским и довольно успешно начинал карьеру царедворца, как мы сейчас слышали из его собственных воспоминаний об этом в послании Льву, папе Римскому, которое сейчас читалось у нас, но постепенно понял, что надо думать о другом, и склонялся к монашеству. Но поскольку его знали как человека благочестивого и доверяли ему, то после смерти святого патриарха Тарасия именно Никифора призвали в патриархи, прямо из мирян, и он был очень быстро пострижен в монахи и рукоположен. И началось его патриаршество, которое проходило не очень спокойно, но все-таки в общем и целом, поскольку императоры были православными, больших церковных бурь не было до тех пор, пока не воцарился Лев Армянин, который ввел ересь иконоборчества. И вот, тогда человек, который был весьма светским по воспитанию и не только не был чужд светской культуре, но вполне был ей близок и занимался учеными трудами, оказался перед необходимостью противостоять ереси.
Что делают обычно современные христиане, когда они, будучи сами учеными людьми, видят, что церковные иерархи и гражданские власти предпринимают что-то не то? В течение ХХ века мы видели очень много таких примеров. Обычно они поступают либо одним образом, либо другим, либо лучшим, либо худшим. Худшим образом поступая, они, конечно, говорят, что начальство все делает неправильно, про себя ругаются, показывают фигу в кармане, но потом все это принимают и спокойно ходят в ту самую церковь, в какую ходили и раньше, только теперь больше ее ругают. Так в основном поступали образованные люди в ХХ веке. Это, конечно, совершенно неправославный путь, это путь отпадения от Церкви, которым, как мы знаем, пошло вообще большинство людей, бывших христианами в ХХ веке, и люди, занимавшиеся интеллектуальной деятельностью, здесь не составляют исключения. Второй довольно распространенный путь хорош, по крайней мере, тем, что позволяет избежать отпадения от Церкви. Избравший его человек бросает свои занятия и уходит куда-нибудь в тень, чтобы его было не слышно и не видно. Так могут поступать епископы и те немногие люди, которые продолжают окормляться у этих епископов. Например, так поступил епископ Григорий Шлиссельбуржский, который отошел от митрополита Сергия, но никак не участвовал в организации Истинно-православной церкви митрополита Иосифа. Это по-своему путь достойный и, по крайней мере, допустимый, но если бы все православные шли этим путем, Церковь, наверное, не устояла бы. Но Церковь, по обетованию Божию, обязательно устоит до конца света именно за счет того, что многие верующие шли иным путем, таким непривычным для нашего времени, но который во времена святого Никифора был весьма естественным для православных христиан и которым, разумеется, пошел он сам, а именно — использовать свои знания для того, чтобы обличить нововводимую ересь, чтобы привлечь как можно больше людей к сопротивлению этой ереси и к тому, чтобы ее не принимали.
И вот, после того как в Константинополе воцарилась ересь иконоборчества и сам патриарх Никифор был сослан и фактически не мог управлять своей паствой, не мог исполнять административные обязанности, он в это время как раз пишет все свои основные богословские труды, которые в значительной своей части дошли до нашего времени и не только послужили в свое время утверждению православия, но и служат очень во многом тому, чтобы нам сейчас понимать православную веру. Потому что сейчас невозможно представить себе православного понимания иконы без тех объяснений, которые дал святой Никифор именно тогда, когда второй раз воцарилась ересь иконоборчества.
И конечно, когда он, будучи уже немолодым человеком, отправлялся в ссылку, где ничего хорошего его не ожидало, он не мог надеяться на торжество своих идей при своей жизни. И действительно, несмотря на то, что лютое гонение императора Льва Армянина прекратилось после того, как он был убит в результате заговора, это не привело к восстановлению иконопочитания, а просто прекратились гонения на тех, кто иконопочитание защищал, но государственным вероисповеданием по-прежнему оставалось иконоборчество, и ничего другого за свою жизнь патриарх Никифор не увидел. Так вот он и умер, оказавшись в меньшинстве, когда государственной религией оставалась ересь. И мы знаем, что после его смерти еще были сильные гонения на православных со стороны иконоборцев. Но тем не менее, дело святителя Никифора победило, победило еще и на земле, хотя и не при его жизни, потому что он умер в 829 году, а иконопочитание было официально восстановлено в 843 году, и были подтверждены все анафемы против иконоборчества, были преданы анафеме те еретики, которые действовали во время второго иконоборчества, а сам патриарх Никифор был прославлен во святых, и вскоре после этого его святые мощи из того места, где он умер в ссылке, были перенесены в Константинополь, и таким образом патриарх этого города символически в него вернулся. Это произошло не при его жизни, но, однако, еще на земле.
Но мы даже и на это не должны рассчитывать — на то, что хотя бы и не при нашей жизни, но на земле восторжествует православие. Теоретически это возможно, и много раз в истории так бывало; но обетования Христова о том, что так будет каждый раз, у нас нет. И потому мы должны рассчитывать только на то, что православие торжествует в Царствии Небесном, и ради этого мы должны подвизаться, ради этого мы должны сопротивляться ереси, ради этого мы должны быть с меньшинством, а не с большинством в те эпохи, когда ересь, как сейчас, является господствующей религией. И так же как при жизни патриарха Никифора, мы не можем иметь никакой определенности относительно того, что мы или наши ближайшие потомки увидим торжество православия пусть не в целом на земле или в нашем государстве, но хотя бы в качестве преобладающего церковного исповедания. Ничего этого может и не случиться. Наоборот, мы имеем обетование о том — причем это содержится в Новом Завете, — что христианство будет только уменьшаться и уменьшаться в конечном итоге (и общая тенденция именно такая), и на земле христианство в конце концов потерпит поражение. Но мы должны понимать, что это для нас не страшно, а страшно нам потерпеть поражение совсем не на земле, а на небе. А его терпят те, кто отпадает в ереси и расколы и не стоит в православии. Поэтому будем стоять в православии, будем молиться святому Никифору, чтобы он прояснял наш ум и для разумения козней всяких современных еретиков, чтобы нам не уклониться от Истинной Церкви, и чтобы — что еще важнее и есть условие всего остального — разуметь православную догматику, православное учение о святых иконах и о воплощении Сына Божия. Аминь.