Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня мы совершаем память Алипия Столпника, который жил в VI-VII веках. Жил он исключительно долго – 118 лет, из которых 53 года простоял на столпе, а когда ему было 104 года, то он почувствовал себя настолько плохо, что больше стоять уже не мог, и тогда он слег и пролежал на боку еще 14 лет, прежде чем умер.

Нельзя сказать, что он себя в своей жизни сильно жалел, а вот оказался такой долгожитель. То есть тут если сразу не умрешь, то потом с помощью Божией можно прожить долго на пользу другим. Конечно, он жил так долго не потому, что хотел подольше прожить – нормальный человек не может этого хотеть, а тем более святой подвижник, — а потому, что Господь так ему судил.

Очевидно, для того это было сделано, чтобы пользу могли получить многочисленные люди в Адрианополе, где он стоял на столпе. Конечно, приходили к нему люди не только со всей местности, а и со всей империи – он был самым главным и самым известным столпником, какие были в его время.

Он умер в 640 году в начале ереси монофелитства при императоре Ираклии.

Кроме того, сегодня мы читали в Евангелии рассказ о том, как Господь исцелил некую женщину, которая была скрючена. И так как это произошло в субботу, то фарисеи на Него напустились: зачем Он нарушает субботу? По их мнению, нарушать субботу было нельзя. Они сказали, что у вас есть шесть дней, когда вы можете делать различные дела, в том числе и исцеляться, а в этот день не надо.

Господь их обличил и сказал, что кто из вас не делает неотложные дела, которые могут случиться в субботу? Например, не спасете ли вы ваше домашнее животное, которое упало в яму? Вы сделаете это, и не будете думать, что нарушаете субботу – и это будет справедливо, потому что в субботу можно делать такие дела. А почему же тогда не допускаете исцелений? Для чего существует суббота? Для того, чтобы добро творить или зло творить? Конечно, для того, чтобы добро творить.

Некоторые понимают эту фразу так, что в христианстве, благодаря тому, что Христос все это отменил, суббота уже неважна, и вообще все такие внешние события неважны. Но Господь совершенно не это говорил. Он говорил, что суббота важна, только надо понимать ее правильно. Он не говорил, что Закон Моисеев надо нарушить, по крайней мере, в отношении субботы. Наоборот, в другом месте Он говорил, что «ни йота и ни черта не прЕйдет из Закона Моисеева».

Просто надо субботу соблюдать по-другому. Надо понимать, для чего она нужна, и в соответствии с этим понимать, что можно делать в субботу, а что нельзя делать. НЕ надо совершать труды в субботу ради какого-то пропитания, если в этом нет острой необходимости, надо упраздниться для добрых дел, прежде всего, для изучения Божественных Писаний, для изучения Закона Божия, но и те вещи, которые необходимы для спасения людей, конечно, в субботу тоже надо делать, а не откладывать. Вот такой, примерно, был смысл.

Сейчас у нас есть непонимание того, что Господь хотел на примере субботы объяснить, — непонимание как в одну сторону, так и в другую. В одну сторону – люди пренебрегают всякими дисциплинарными установлениями. Некоторые из них имеют больший смысл, некоторые – меньший, но если ими начнешь пренебрегать, то в твоей жизни обязательно начнет что-то рушиться. Одно дело – не соблюдать то, что требует церковная дисциплина, потому что увлекся, согрешил, а другое дело — потому что не считаешь нужным это соблюдать. Потому что когда увлекся и согрешил, то ты стараешься как-то исправиться. А, зная свою склонность, например, редко ходить в храм — обличу-ка я, пожалуй, многих, из здесь стоящих, — ты стараешься что-то делать, избегая такого поведения, смотреть, что отвлекает от того, чтобы исполнять заповедь Божию, какие вещи настраивают на другой лад. Дальше можно принять какие-то меры для того, чтобы избежать этих соблазнов, а если не удается их избежать, то вести себя так, чтобы не увлекаться ими. То есть здесь ты стараешься исправляться, поэтому тут нет принципиального нарушения. Конечно, всякое такое греховное нарушение – это плохо, но оно не принципиально.

Но, конечно же, бывают случаи, когда мы просто обязаны нарушать какие-то дисциплинарные правила, и соблюдение их как раз будет грехом. Это близко к тому, что говорится в Евангелии. Например, если человек работает врачом, то он в субботу не должен тоже работать, но если к нему приходит человек со срочной нуждой по заболеванию, или в другое время он не может найти врача, то тогда это надо нарушить и изменить. Но это будет не для того, чтобы работать для своего пропитания и заниматься своими срочными трудами, а потому что этого от христианина потребовала ситуация.

И вот это одна крайность – просто пренебрежение. Многие, в том числе и истинно-православные христиане, любят ее. А другие любят противоположную крайность. А бывают, которые любят  сразу обе крайности.

Противоположная крайность заключается в том, чтобы очень бояться что-то нарушить, и даже те правила, которые мы не знаем, и даже те, которых, скорее всего, не существует. Это даже доходит до невроза. Есть даже такое понятие в психиатрии – обсессивно-компульсивное расстройство, когда человек очень боится что-нибудь нарушить. И если такой человек видит, или ему кажется, что он что-то нарушил, то он потом весь изводится и не может спать.

Стандартный пример таких нарушений в жизни – это необходимость принять лекарство перед причастием. Очень люди это переживают, приходят в каком-то плохом состоянии, не идут причащаться, потому что приняли лекарство, и все в таком роде.

Пост перед причастием заключается в том, что с 12 часов ночи, если утром причастие, или за 6 часов перед вечерним причастием не есть еду, а про лекарство ничего не говорится. Лекарство – не еда. Лекарства надо принимать тогда, когда их надо принимать. Конечно, бывают всякие сложные промежуточные ситуации, например, такие лекарства, которые нельзя принимать без еды. Но тогда и необходимое количество еды тоже входит в понятие «лекарство». Поэтому не надо так вот крохоборничать и мелочиться.

Безусловно, надо соблюдать пост. Но не надо бояться что-то случайно съесть не то, потому что если мы начнем изучать все этикетки, то пост наш будет неправильный в том смысле, что пост не для того нам дан, чтобы стать нам психами и заработать невроз. Даже если мы не понимаем в точности назначение поста, то мы должны понимать, что он уж точно не в этом состоит. Конечно, не стоит вчитываться особо внимательно в этикетки, но покупать все равно надо вдумчиво. Конечно, если кто-то что-то предложил, то не надо смотреть, а если сам выбираешь, то выбирай и учитывай. Конечно же, если есть какая-то еда совершенно откровенно непостная, а тебе хочется просто из-за гортанобесия поесть, потому что это вкусно, то это безобразие, этого не должно быть.

Надо эти две крайности избегать. Избегать того, чтобы относиться к заповедям небрежно, считая, что они неважны в христианстве, а «главное — что в душе». Несомненно, главное то, что в душе, но в душе будет то, что мы туда положим, и если мы со стороны тела будем бросать туда всякую грязь, то она там и будет. Поэтому надо соблюдать правила гигиены, которыми являются все правила церковной дисциплины, чтобы в душе у нас не было болота, и даже похуже болота – выгребной ямы, потому что и запах соответствующий начинается.

С другой стороны, не надо зарабатывать себе обсессивно-компульсивное расстройство на соблюдении всевозможных правил церковной дисциплины. То есть надо относиться просто и легко, но именно относиться, а не пренебрегать. Они для того, чтобы сделать нашу жизнь свободнее, но всякая свобода происходит через некоторое затруднение. Например, для того, чтобы научиться печатать на клавиатуре десятью пальцами, надо сначала запретить себе печатать одним пальцем — потом получится свободнее и быстрее. Так во всяком ремесле, и в том числе это касается и церковной дисциплины.

Достаточно долго я уже говорю на эту тему, все уже поняли, но прошу не только понять, но и запомнить.

Аминь.