Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Из десяти исцеленных Христом прокаженных вернулся поблагодарить Его только один самаритянин-еретик; мы должны не забывать благодарить Бога; сама по себе правая вера нас не спасает, а спасает она нас только в том случае, если мы будем в соответствии с ней жить; по-настоящему благодарить Бога – это значит соответствующим образом исправлять свою жизнь; в сложной или опасной ситуации мы должны молиться и помнить, что находимся под промыслом Божиим; никогда нельзя считать, что мы в руках каких-то обстоятельств, людей, всего того, что на нашем месте думали бы люди неверующие и нехристиане; мы должны сами захотеть спасаться.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня мы слышали евангельский рассказ о десяти прокаженных, а один из них был самарянин, то есть еретик, которые были исцелены Христом. Исцелены были все десять, но вернулся к Христу поблагодарить только этот еретик. Тогда Христос его спросил: ты пришел один, а не десять ли было тех, кого Я исцелил? Где же остальные девять?

Это был вопрос риторический. Наверное, на него не последовало никакого ответа, потому что дальше Христос говорит этому пришедшему: твоя вера тебя спасла. Из этих слов можно сделать вывод, что для остальных их телесное исцеление не послужило во спасение. Какой отсюда урок?

Конечно, из этого рассказа мы можем сразу узнать очень многое. Первое — это то, что надо благодарить Бога, не забывать об этом, а то часто мы молимся, чтобы Господь нам что-то дал необходимое, или избавил от какой-то беды. Потом по своим молитвам мы получаем то, что хотели, и сразу обо всем забываем, потому что нам кажется, что так было всегда.

Это вообще такое свойство человеческой психики. Когда мы преодолеваем какую-то опасность, нам опять кажется, что у нас нормальная жизнь, все становится для нас обыкновенным. Нам не приходит как-то в голову, что за это надо Бога благодарить. Чтобы это все-таки нам приходило в голову, необходимо почаще возвращаться в памяти к сегодняшнему рассказу.

Но это самый поверхностный, хотя тоже очень важный смысл. Может быть, даже и самый важный смысл. Но надо смотреть еще дальше и глубже.

Вот оказалось, что исцеление послужило на пользу только тому, кто пришел благодарить, и это несмотря на то, что веровал он неправо. Кто такие были самаритяне? Они не были просто язычниками, которые веровали не в Бога, а в каких-то бесов языческих.

Самаритяне веровали в Бога Израилева, но верили неправильно. Очень многие пророческие книги они не считали священными, не принимали их и не знали. Лишь некоторые общие черты, вроде почитания Пятикнижия Моисеева, у них совпадали с иудеями. За это совершенно справедливо иудеи их считали еретиками.

Вот такой человек-еретик, однако, повел себя православно, то есть он поблагодарил Бога. И это вменилось ему в праведность. А другие исцелившиеся люди, может быть, были праведными иудеями, а если и не праведными, то все-таки иудеями, как это ясно из контекста. Но эта принадлежность к праведному роду им совершенно не помогла.

Также не надо думать, что самарянин спасся, потому что спасительной была его неправедная вера — совершенно не так, но эта вера позволяла ему хоть как-то обратиться к Богу, просить Его об исцелении. Поэтому можно сказать, что благодаря своей вере он узнал Христа, потому что искренне стремился к Богу. И еще он был благодарным, поэтому Господь ему открыл то, что самаритянская вера сама по себе открыть ему не могла, а именно, Самого Христа, Мессию. Поэтому он получил и исцеление, и спасение души.

Мы должны запомнить из этого рассказа, что сама по себе правая вера нас не спасает, а спасает она нас только в том случае, если мы будем в соответствии с ней жить. Но также должны понять, что и тем более неправая вера нас тоже сама по себе спасти не может, но если мы будем жить право, то Господь нам даст возможность выправиться из неправой веры.

В связи с этим рассказом надо подумать еще о том, о чем мы, православные христиане, стараемся не задумываться, к сожалению, а именно: что такое быть благодарным Богу? Нам кажется, что если мы после какого-то исполнения милости Божией на нас обратились с благодарственными молитвами к Богу, то мы уже Ему благодарны. Это, к сожалению, совершенно не так.

Конечно, если мы даже и не помолились Богу с благодарностью, то уже из этого точно можно сказать, что мы не поблагодарили Бога. Здесь даже и не о чем рассуждать. Но если мы помолились, то еще вопрос, что наша молитва означала. Чаще всего она означает пустословие, и, скорее всего, даже Бога гневит. По-настоящему благодарить Бога – это значит соответствующим образом исправлять свою жизнь. Что это значит?

Соответствующим образом тому благодеянию, которое мы только что получили, за которое хотим благодарить. Конечно, невозможно исчерпать всех случаев или применить какое-то общее правило, описывающее все подобные соответствия. Но есть нечто общее, что есть всегда, и всегда это надо понимать.

Вот, мы получили милость Божью. До того, как мы ее получили, мы находились в ситуации, когда мы в ней нуждались. Если мы остро это осознавали, то очевидно, что и ситуация была для нас тяжелой или, по крайней мере, опасной, вызывающей у нас какой-то страх или причиняющей какие-то психологические или физические страдания.

И благодарны мы будем Богу только в том случае, когда в очередной раз настанет в нашей жизни, а она обязательно настанет, такая ситуация, когда мы будем чувствовать опять крайнюю опасность, тяжесть и угнетение – тут, к сожалению, в жизни очень большой выбор, — и вместо того, чтобы роптать на Бога, вместо того, чтобы тупо отчаиваться и впадать в какое-то окамененное нечувствие, вместо того, чтобы пугаться, вместо того, чтобы лихорадочно думать “а вот что же будет, если сейчас произойдет вот это, а если вот это и вот это”, вместо всех этих безобразных, недостойных христианина мыслей, будем молиться Богу, понимая, что мы и сейчас, как и раньше, находимся под промыслом Божиим.

Господь силен изменить любую тяжелую ситуацию так, чтобы было нам на пользу. То есть либо отвести эту опасность, которая нависает сейчас над нами, либо сделать так, чтобы тот ущерб, который мы понесем в результате, обратился нам на пользу. Мы можем сказать даже просто по своей жизни, как часто бывает, что какие-то неприятности пережитого момента обернулись нам на пользу в дальнейшем.

Мы можем вспомнить, как хотели чего-то, может быть, неполезного для себя и не получили, а спустя много времени поняли промысел и были благодарны Богу за то, что не получили. Наша благодарность должна, прежде всего, заключаться в том, чтобы во всякой очередной ситуации в нашем настоящем мы должны еще более твердо уповать на помощь Божию, молиться, предавать себя в Его руки.

Никогда нельзя считать, что мы в руках каких-то обстоятельств, людей, всего того, что на нашем месте думали бы люди неверующие и нехристиане. Мы должны быть христианами. Тогда наша вера будет тем более нас спасать. Я говорю “тем более”, потому что даже веры самарянина, которая была нечистой и еретической, хватило для того, чтобы перевести этого человека к более совершенной вере.

А наша вера уже сейчас совершенная, ее уже сейчас хватает для спасения, если только выполняется одно единственное условие: если мы сами захотим спасаться.

Аминь.