Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Если мы хотим, чтобы Бог нас простил, то и сами должны хоть немного кого-то прощать; не прощая других, мы сами говорим Богу, как Он должен судить нас; если Бог будет судить по справедливости, то спастись совершенно невозможно; спастись мы можем только если Он будет судить по милосердию, а не по справедливости;иногда необходимо применять какие-то меры пресечения, чтобы кто-то не мог нарушить то, что касается дела, за которое мы отвечаем, но нельзя обижаться на этого человека; люди — это разновидность стихийного бедствия в отношении к нам; без попущения Божия ничего с нами не может произойти; человек, который обижается на того, кто его обидел, уподобляется собаке, которая бросается грызть брошенный в нее камень, говорит авва Дорофей; из-за того, что Бог дал нам свободную волю, Он ограничил Свою собственную, поэтому хотя Он хочет, чтобы все спаслись, спасутся не все.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня в Евангелии мы слышали притчу о том, как некий человек был очень много должен своему господину, и тот собирался уже продать его самого и его семью, для того, чтобы получить деньги в компенсацию своего долга. Но человек стал очень плакать и просить, чтобы с ним этого не делали, и господин его сжалился и не стал ему делать того, что хотел.

А другие люди, в свою очередь, были тоже должны этому человеку, но, конечно, намного меньшие суммы. И когда кто-то из них захотел, чтобы ему также был прощен долг, то этот человек совершенно не вспомнил о том, как с ним только что обошлись, и стал настаивать на своем и не простил своего долга. И когда его господин, который раньше его простил, об этом узнал, то наказал его соответственно тому, что он заслуживал, то есть поступил с ним без милосердия. Хотя сначала он поступил с ним с милосердием.

Конечно, это притча. Притча рассказывает нам не о каких-то событиях, которые на самом деле случились, а она рассказывает нам о выдуманных событиях, для того, чтобы пояснить какие-то отношения, которые существуют на земле между нами и у нас с Богом. И здесь общий смысл, наверное, для всех понятен: если мы хотим, чтобы Бог нас простил, то и сами должны хоть немного кого-то прощать.

Есть много людей, которые перед нами виноваты. Помимо того, что есть очень большое количество людей, которые, по нашим представлениям, перед нами виноваты, хотя, быть может, это только по нашим представлениям так. Потому что многие люди считают, что перед ними виноваты все без исключения, кто с ними хоть как-то соприкасался, и все им, как выражаются в русской разговорной речи, “по жизни должны”. Это, конечно, вообще уже ни с чем не сообразно.

Но даже если это оставить в стороне, то, действительно, достаточно много таких людей, которые на самом деле перед нами в чем-то виноваты. И мы не хотим их простить, для нас это важно — “как же он так мог?” То, что для нас это важно, и мы не можем их простить, означает, что мы сами говорим Богу, как Он должен судить нас. Предположим, мы справедливо считаем, что кто-то перед нами виноват. Это вообще редко бывает, но бывает, и предположим, это наш случай, что, действительно, по справедливости кто-то перед нами виноват. И вот мы начинаем судить его по справедливости.

И вот из этой притчи, которую мы слышали сегодня в Евангелии, мы должны твердо запомнить, что если мы хотим сами совершать на земле справедливость, и даже если мы на самом деле ее совершаем, если она у нас не превращается в несправедливость, то этим мы Богу заказываем тот способ суда, который Он применит к нам, а именно, та же самая справедливость, — нас Он будет судить по справедливости.

А хотим ли мы того, чтобы Бог нас судил по справедливости? Наверное, любой человек, если он хоть немножко об этом задумывался, конечно, скажет, что не хочет, потому что если Бог нас будет судить по справедливости, в соответствии с тем, как мы Ему задолжали, а точнее говоря, как мы перед Ним согрешили, то, конечно, спастись совершенно невозможно.

Мы только на то уповаем, говоря о своем спасении, что Господь нас будет судить не по справедливости, а по Своему милосердию. И, несмотря на то, что по своим грехам мы, конечно, никак не будем заслуживать спасения, но все-таки мы сможем его получить исключительно по милосердию Божию, только лишь потому, что установленный Богом принцип справедливости будет нарушен в отношении нас. У нас вся надежда только на то, что принцип справедливости, который Бог завещал людям творить, будет Им же Самим нарушен.

Но принцип справедливости таков, что он нарушается тоже по справедливости, то есть справедливое нарушение справедливости происходит тогда, когда мы сами, имея возможность сотворить справедливость, ее не совершаем, — но не ради какой-то худшей несправедливости, а ради того, чтобы кого-то простить.

И по-христиански просто совершенно несерьезно думать, что нас могут обидеть. Конечно, нам могут создать разные житейские трудности. Конечно, какие-то из этих трудностей создают для нас проблемы, которые надо решать, и какие-то из них создают проблемы не просто для нас, а, скажем, для какого-то дела, то есть для людей, за которых мы отвечаем, или, если мы за дело отвечаем, то все равно это дело ради каких-то людей, то есть все равно получается, что ради людей.

И, конечно, поэтому бывают ситуации, когда мы должны применять меры пресечения, чтобы какой-то человек не мог что-то испортить в какой-то сфере, которая нас касается, прежде всего, касается нашей ответственности — это пожалуйста, таких ситуаций очень много. Но есть большая разница между тем, чтобы применять какие-то меры пресечения, и тем, чтобы действительно обижаться на этого человека.

Когда мы просто применяем меры пресечения по отношению к человеку, мы его воспринимаем как какое-то стихийное бедствие. Мы же не обижаемся на то, что молния может куда-то ударить, — мы стараемся поставить громоотвод, — или что дождь кого-то может замочить,— мы стараемся не выходить под дождь или иметь какие-то защитные сооружения против дождя; то же самое касается урагана и тому подобного. Могут быть большие бедствия, если мы растеряемся и не сможем от всего этого защититься, но ни в какой ситуации у нас не может быть на них обид.

То же самое и люди. Люди — это тоже разновидность стихийного бедствия в отношении к нам. Без попущения Божия по нашим грехам ничего с нами не произойдет — никакие стихии нас не повредят, ни, точно так же, люди нас не повредят. По отношению к нам все равно, и одушевленные существа, и животные и какие-то стихии бездушные, они все управляются только промыслом Божиим, и без этого никто ничего нам не сделает. Если же кто-то из них что-то с нами сделает, то для нас нет никакой разницы, было ли там присутствие злой воли кого-то человека. То есть был ли там человек вообще, а если был, то нам неважно, сознательно он действовал или нет.

Конечно, когда нам важно спрогнозировать возможный ущерб от этого человека, то нам важно понять, насколько сознательно он действовал, но это опять же касается мер пресечения, а на него лично нам обижаться не с руки. И авва Дорофей очень хорошо об этом говорит: человек, который обижается на того, кто его обидел, уподобляется собаке, которая бросается грызть брошенный в нее камень.

Человек, путь он даже сознательно против нас действовал, не более чем неодушевленный камень, потому что нанести нам поражение он смог только потому, что Господь попустил, — и вот с Богом-то нам и надо выяснять свои отношения. Не на человека обижаться, а выяснять отношения с Богом, потому что, значит, что-то у нас не то, раз нас так все обижают, или не все, а вот этот человек. И нам надо как-то исправляться.

Причины могут быть очень разные, я не хочу сейчас даже пытаться называть все эти причины, потому что их действительно много, но в качестве примера можно упомянуть просто то, что, может быть, мы неправильно понимаем мир. Нас это все задевает, но, на самом деле, нас это все не должно задевать, мы просто должны внутренне работать над собой. А может быть не только это, или вообще этого нет, а у нас в жизни, может быть, действительно что-то портится, может нам действительно и не следует этого делать, и нас просто оберегают от каких-то поворотов судьбы, которые нам совершенно неполезны. А может, это и полезные нам в принципе повороты судьбы, но не сейчас. Потому что сейчас по какому-то своему состоянию — то ли по незрелости своей просто и несвоевременности, то ли по каким-то нашим нераскаянным грехам — сейчас еще рано и неполезно. И вот такие вещи часто расстраиваются через каких-то людей.

Но мы часто не хотим ничего этого понимать и начинаем обижаться. Главной мишенью наших обид становятся люди. Тем самым мы прямо говорим Богу, чтобы Он нас судил по справедливости. — А это вот самое плохое, что с нами может произойти, — если мы действительно убедим Бога своим поведением, чтобы Он нас судил по справедливости. И Бог утверждает, — в частности, в сегодняшнем евангельском чтении, — что убедить Его мы можем, и Он действительно будет судить по справедливости.

Мы не должны думать, что все спасутся. Спасутся, к сожалению не все, хотя Господь хочет, чтобы спаслись все, но из-за того, что Он дал нам свободную волю, Он ограничил Свою собственную. И хотя Он хочет, чтобы спаслись все, Он пошел на то, что спасутся не все. И самый надежный способ не спастись — это убедить Бога судить нас по справедливости. А лучший способ убедить его судить нас по справедливости — это самим быть справедливыми по отношению к ближним. Поэтому лучше мы будем несправедливыми, но только в одну сторону.

Аминь.