Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Два толкования ответа Спасителя на вопрос богатого юноши. Мы должны держаться толкования наиболее авторитетных восточных святых отцов. Спасение это и есть совершенство; для спасения мало исполнять заповеди Закона, но надо и раздать все свое имение. Это значит — не отказаться от имущества физически, а не быть привязанным к нему внутренне. Внутренне привязанный к сколь угодно малому имуществу оказывается тем богатым, который не может войти в Царствие Небесное.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня мы слышали в Евангелии от Матфея рассказ о богатом юноше, который приступил к Спасителю и пытался узнать, что он должен сделать, чтобы наследовать жизнь вечную. Именно так был поставлен вопрос. И Господь ему сказал, что он должен исполнить ветхозаветные заповеди, и перечислил эти заповеди. Тогда юноша ответил, что все это он от юности соблюдает; чего же он еще не докончил? И тут Господь ему говорит фразу, которая очень многих толкователей ввела в заблуждение: “Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение свое и раздай нищим, и следуй за Мной”. И тут юноша опечалился и ушел, потому что имел много собственности, и ему было жалко с ней расставаться. И вот, исходя из этих слов — “если хочешь быть совершенным”, — почти все толкователи XIX и ХХ веков, и даже некоторые святые отцы, толкуют это место так, что есть два христианства: одно дает спасение, хотя не дает совершенства (это если не раздавать все свое имение), а другое дает совершенство (если раздать все имение). Действительно, по буквальному смыслу этого отрывка из Евангелия, той его части, которую я сейчас пересказал, можно сделать такое заключение. Но и здесь нельзя быть уверенным, потому что слово “совершен” и по-гречески, и по-еврейски, и по-арамейски может значить не достижение какого-то совершенства, а совершение всего, что нужно сделать для достижения поставленной задачи, — а задача была — войти в Царствие Небесное (об этом ведь спрашивал юноша); т.е. для того, чтобы войти в Царствие, нужно сделать еще и это, а иначе будет сделано не все для этого необходимое. И вот, какого же толкования нам на самом деле держаться?

Разумеется, своим умом мы не можем и даже не должны и пытаться давать ответы на подобные вопросы. Для этого у нас есть Священное Предание и святые отцы. Если, как, например, в данном случае, святые отцы дают разные толкования, мы должны держаться толкования даже не просто большинства, а наиболее авторитетных толкователей — восточных святых отцов, именно восточных, а не западных, от которых исходили, бывало, приземленные толкования, иногда ошибочные и даже еретические (особенно надо держаться подальше от толкований Августина Иппонского).

Итак, как же святые отцы толкуют это место Евангелия? Они толкуют его так, что “быть совершенным” здесь значит именно войти в Царствие Небесное. И действительно, только такое толкование согласно с продолжением этого рассказа, потому что дальше ученики испугались и стали спрашивать у Иисуса: “Кто же тогда может спастись?” Они спрашивают у Него не о том, кто может быть совершен, а о том, кто может быть спасен. Т.е. они поняли этот вопрос юноши так, что речь идет о том, как достигнуть спасения, и для спасения нужно раздать все свое имение.

Но, может быть, они Его поняли неправильно? Тогда Господь должен был бы им это объяснить. Но Он говорит им не то, что спасен будет тот, кто исполнит ветхозаветные заповеди, а поддерживает именно то толкование, согласно которому спасение это и есть совершенство, отвечая на их вопрос и показывая уместность этого вопроса после Его разговора с богатым юношей. Он отвечает им, что это невозможно человеку, потому что речь идет о таком отречении от мира, которое невозможно совершить человеческими силами, но которое возможно Богу. И еще Он говорит знаменитую фразу, которую обычно вспоминают вне контекста, но в контексте понятно, что речь идет именно о спасении: “Легче верблюду пройти в игольное ушко, чем богатому войти в Царствие Божие”. Т.е. речь идет о том, что человек богатый, хотя бы он и соблюдал ветхозаветные заповеди, если не отречется от своего имения, не войдет в Царствие Небесное. Скорее всего, в арамейском оригинале этой поговорки, которую тут вспомнил Господь, был не верблюд, а канат, потому что в арамейском языке эти два слова очень похожи, и канат в игольное ушко действительно не может пройти, и такое сравнение тут уместно; но как бы то ни было, ни канат, ни верблюд в игольное ушко не проходят, и поэтому для понимания общего смысла этой фразы это не важно.

Получается, что и в самом Евангелии, и в толковании этого места восточными отцами речь идет действительно не о достижении какого-то непонятного совершенства, отличного от вхождения в Царство Небесное, а именно о достижении самого Царства Небесного. И восточные святые отцы объясняют это еще более подробно, говоря, что исполнение ветхозаветных заповедей дает нам возможность избежать наказания, потому что тот, кто нарушает Закон, подвергается наказанию. Но никаких особых наград и даров тот, кто не нарушает закона, не получает. Ведь когда мы просто живем, не нарушая законов, государство нас за это не обязано благодарить и не благодарит, и правильно делает; а если мы нарушаем законы, то государство должно нас за это наказать. То же самое и с Законом Божиим: кто его нарушает, тот подлежит наказанию, а тот, кто его соблюдает, имеет возможность спокойно жить, но не получает за это никакой специальной награды. Сразу хочется спросить: а что будет с человеком, который исполнит весь Ветхий Закон, но не сделает ничего сверх того, — он ведь должен избегнуть вечных мучений, но окажется ли он в Царствии Небесном? — Вероятно, такой вопрос слишком схоластический, то есть едва ли такое случалось или может случиться на самом деле. Во всяком случае, святые отцы нам этого не объясняют. Но, по крайней мере, они ясно говорят, что для того, чтобы попасть в Царствие Небесное, нужно исполнить то, что выше Закона, то, что Закон не предписывает, то, что можно исполнить только по свободному велению души. Потому что в Царство Небесное невозможно загнать никого против его воли.

Царство Небесное не может быть достигнуто просто под страхом наказания. Страх наказания заставляет нас избежать чего-то, что никоим образом не даст нам войти в Царствие Небесное, но в то же время этот страх не позволяет нам достигнуть того, что даст нам Царствие Небесное, и мы должны по свободной воле исполнить то, что Евангелие не приказывает. Евангелие говорит о спасении, и оно не приказывает ничего сверх того, что приказано в Ветхом Завете. Евангелие только советует, потому что совет — это то, что может быть отвергнуто по свободной воле, и никакого наказания за неисполнение совета не будет; но зато не исполнивший совет не получит того добра, которое было бы в результате исполнения этого совета. И вот, попасть в Царствие Небесное — это не более, чем совет, который не есть угроза для нашей свободной воли. Но совета этого очень желательно слушаться. Собственно, вся жизнь по Новому Завету это и есть исполнение того, к чему Господь не принуждает, но что Он настойчиво советует. Это не мое толкование, а толкование святых отцов, именно восточных, которые это говорили, в частности, и вопреки некоторым ересям, распространенным на Западе.

И вот, как же мы можем отдать все свое имение? Некоторые могут сказать, что они живут бедно, имения у них никакого нет, и потому эта заповедь уже, если не автоматически исполнена, то близка к исполнению. Конечно, ничего подобного. Потому что такое имение, о котором тут идет речь, имеют и самые нищие люди. Человек может быть богатым, но не быть ни к чему привязанным, как Иов, и это познается тогда, когда он внезапно не по своей воле всего этого лишается. Если он скорбит и ропщет на Бога, значит, он был привязан к своему имению, было ли оно большим или маленьким. Вот Иов, как оказалось, владел своим имением бесстрастно. А другой человек может владеть какой-то совершенно ничтожной собственностью, которую другому противно и в руки взять и смотреть на нее, как например, какой-нибудь бомж, но тем не менее, он к ней привязан, и поэтому он оказывается богатым — тем самым, который не может войти в Царствие Небесное, согласно слышанной сегодня истории.

Поэтому мы должны понимать, что речь тут идет не о физическом оставлении какого-то имущества, каких-то людей и вообще всего, к чему привязана наша душа. При необходимости, если вера этого требует, мы, конечно, должны оставлять все и физически. Если помимо нашей воли случается, что мы лишаемся чего-то, мы должны с этим смиряться, не роптать на Бога и понимать, что все это случается для нашей пользы, и относиться к этому с верой. Но во многих случаях нашу собственность, и телесную, и душевную, никто от нас не отнимает, и наша вера не требует, чтобы мы от нее отказывались; и мы не должны от нее отказываться внешне, но внутренне мы должны отказаться от всего. И вот, именно такое невзирание на мир — это и есть то, к чему призывает нас Евангелие. К сожалению, большинство православных христиан, даже находящихся в Истинной Церкви, уподобляются именно богатому юноше. Лучше даже говорить, что не “они” подобны, а мы подобны. Потому что, находясь в Церкви, мы получаем много всего хорошего — богослужение, которое мы или любим, или, если даже мы его не очень любим, оно дает нам все-таки какое-то спокойствие и душевный комфорт, мы получаем какую-то компанию, каких-то знакомых, которым мы можем доверять больше, чем другим людям; мы вообще много получаем такого, что ценят люди. И надо понимать что все это — имение, и если мы приходим в Церковь ради этого, то мы получим тут свою награду в виде суммы каких-то удовольствий, но на том свете мы за это уже ничего не получим. Если же мы хотим, чтобы наша награда была именно на том свете, если мы хотим ходить в Церковь ради спасения души, то мы не должны ни на чем из этого останавливаться. Мы должны за все хорошее и за все плохое благодарить Бога — например, за хороший обед или хороших друзей, или за их отсутствие — но ни к чему не привязываться, ни к богатству, ни к нищете (потому что к нищете тоже можно привязаться), а искать во всем только воли Божией и смиряться с ней, не зная заранее, чего она от нас потребует в следующий момент, и быть поэтому готовыми ко всему. И тогда, если мы будем все время готовы к любым поворотам земной жизни, мы будем, как апостол Павел, “забывать задняя”, т.е. то, что у нас было раньше, в том числе наши деяния и заслуги, а “простираться в предняя”, т.е. думать только о том, как нам в будущем угодить Богу, то тогда мы действительно исполним эти слова Христа о том, что надо оставить все свое имение и последовать за Ним, и получить Царствие Небесное. Аминь.