Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца, и Сына, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня мы совершаем память Адамова изгнания — это последнее воскресение перед Великим постом, последний день перед началом Великого поста. Конечно, неслучайно, что нам на этот день дается именно такое воспоминание, — о том, когда вошел грех в человеческий род, и когда создалось то положение, что все мы стали удобопреклонными ко греху. Конечно, от Адама мы не получили его грех, а только удобопреклонность ко греху, но каждый благодаря этому сотворил уже свои собственные грехи, которые его и отягощают, и для покаяния в которых каждому самому нужно поститься, а не говорить, что вот святые постились, Господь Иисус Христос постился и пострадал за меня, хотя это все правда. Но дальше может быть неправильный вывод, что мне теперь поститься не надо.

А поститься надо, и надо каждому за себя. Это мы все понимаем и собираемся начать поститься, потому что, я полагаю, нет человека, который считает себя православным и не собирается поститься. Если же такой все-таки где-то отыщется, то этот человек просто не понимает, что он говорит. Если он просто пренебрегает постом, а не послабляет его по причине своего здоровья, то этот человек, отвращающийся от простейшей заповеди Божией, которую нам ничего не стоит совершить. И дальше он не получит помощи Божией для того, чтобы совершать уже более высокие и более сложные заповеди Божии. Такой человек отвращает себя уже полностью от Церкви. Есть церковные правила, которые говорят, что человек, который не постится по пренебрежению, потому что не считает нужным, от Церкви сам себя полностью отлучает.

Поэтому поститься мы все собираемся, но вот почему-то получается из года в год так, что мы собираемся поститься, и даже постимся — я тут не буду говорить о тех, кто потом почему-то бросает, православные христиане постятся с тем или иным успехом, — а потом наступает Пасха, они радуются, и радость эта бывает иногда животной — и все это идет совершенно насмарку. Дальше Великий пост можно начинать по новой. Но смысла начинать его нет, потому что если начинать его точно так же, то и результат будет такой же. Какая-то здесь большая ошибка. Что же нам делать, чтобы этой ошибки не было?

Нам надо понимать, что Великий пост — это не просто такое время, которое мы должны прожить тем или иным образом. А это особое время, которое поворачивает всю нашу жизнь в течение всего года. Мы должны благодаря Великому посту получить настройку на весь год, который нам предстоит. Мы должны заранее знать, что потом будут праздники, и должны заранее знать, что это будет искушением, чтобы праздновать их не по-христиански, а по-скотски. Я даже не буду говорить “по-язычески”. Но самое главное, мы должны знать, что это время нам подумать над своей жизнью.

Но если просто мы начнем думать над своей жизнью, даже получив время, мы ничего хорошего не придумаем. Это можно даже и не пробовать, и лучше не пробовать. Думать специально как раз даже и не надо. Для того, чтобы подумать так, чтобы подумалось для нас в самом деле что-то полезное, надо как раз отвлечься от всяких мыслей и освободить голову, перестать думать о своей жизни. Вот так немножко парадоксально: чтобы что-то понять и подумать, надо перестать думать, а сосредоточиться на том, что предлагает Церковь специально в такой форме, чтобы нам удобнее было сосредоточиться.

Поэтому и больше богослужений, и больше времени мы стараемся освободить от прочих дел для богослужений, и сокращение пищи, прибавление земных поклонов — все это настраивает нас на то, чтобы не отвлекаться от того, что нам Церковь предлагает. Дальше нужно просто это принимать. И Церковь сама уже нас приведет к тому, что мы изменимся — и совершенно точно то, что мы изменимся химически, химический состав наших тел даже изменится, а уж психологически мы изменимся тем более. Изменимся так, что если мы захотим, то нам будет проще понять в чем наши действительные проблемы, то есть грехи, потому что настоящие проблемы наши — это только грехи, остальное — не проблемы. И так мы начнем делать первые шаги, чтобы от них избавляться.

Вот для этого мы и должны поститься. Вот на такой результат мы должны настраиваться, входя в Великий пост. А для этого в качестве средства мы должны использовать все церковные богослужения и все, что касается поста. А потом настроиться на то, чтобы в качестве средства для того же самого использовать праздники. Потому что праздники по-настоящему праздничными бывают тогда, когда человек постился. Когда не постишься, то и пост непостный, но и праздник не особо праздничный. Хотя, конечно, лучше так, чем никак, и об этом говорится в пасхальном богослужении, что постившиеся и непостившиеся приходите. Но лучше приходить постившимся, как мы сами понимаем.

И вот сейчас, пока мы еще не начали Великий пост, подумаем об этом, настроимся. Сегодня можно и даже по уставу положено поесть непостное и немножко празднично, но уже именно сегодня будем настраиваться на такое строгое и правильное прохождение поста.

Аминь.