Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Сегодня в первый раз в этом посту мы отслужили литургию Преждеосвященных даров. Для чего существует обычай служить такие литургии? Для того, чтобы во все дни в Великом посту, когда служится литургия, мы готовились и причащались. И не только в воскресные дни, но также и в те дни, когда служится литургия Преждеосвященных Даров. Для чего она нужна, почему служится вечером? Почему по уставу эта служба бывает только вечером и никогда утром?
Потому что в течение поста желательно строго поститься, то есть в течение всего дня ничего не есть, а вечером вот так завершать строгий пост с тем, чтобы причаститься святых Христовых таин, а затем уже вечером поесть немножко постной пищи. Если к этому привыкнуть и делать так довольно часто, а мы можем в течение Великого поста делать так и два раза в неделю, иногда и три раза в неделю, то постепенно видно, как это меняет настрой человека, и меняется отношение вообще ко всему посту.
Приобретается внимательность, которую так приобрести трудно. Очень много есть разных факторов, которые нас отвлекают. Они действуют даже и во время поста, даже если мы стараемся куда-нибудь не ходить, где нас встречают много всяких отвлекающих моментов. А вот такое “неядение”, которое не просто само по себе неядение, а именно ориентированное на то, чтобы потом вкусить пищи нетленной, чтобы потом причаститься за литургией, — это совершенно иначе располагает день.
В течение всего рабочего дня мы занимаемся делами, которые у нас есть, то есть работой, работой по дому — у всех что-нибудь есть такое, чем нужно заниматься. Вот надо нормально трудиться в эти самые дни, но вечером, в отличие от обычного вечера, мы не спешим домой, чтобы там ужинать, а спешим в церковь на другую вечерю, которая изменяет нам весь предыдущий день, а через это и весь пост, а через пост — и всю жизнь.
Мы постимся не только для того, чтобы что-то произошло с нами в течение поста, хотя это тоже так, но это не главное. Главное, для чего мы постимся, — это для того, чтобы настроиться на весь год, для того, чтобы на весь год нам хватило какого-то особого душевного настроя, а точнее сказать, внимания — это будет точный аскетический термин, — которое вырабатывается в течение поста. И потом должен ум не рассеиваться, а приобретать новое качество и во время праздников, во время пасхального периода.
Вот для того, чтобы это было, надо стараться как можно полнее прожить все то, что предлагает прожить Церковь во время Великого поста. Поэтому особенно важно приобщаться за литургией Преждеосвященных даров, и вообще приобщаться каждый раз, когда в посту служится литургия. Хотя мы знаем, что и вне поста не положено присутствовать на литургии, не причащаясь. Всегда надо стараться готовиться и причащаться.
И вот, слава Богу, что мы положили сегодня почин этому для всего Великого поста, и будем стараться вот так настраиваться не только на первую седмицу, которая скоро уже кончится, а ориентироваться на то, чтобы дальше, на второй седмице тоже готовиться к Преждеосвященным литургиям, тоже поститься.
Надо следить, чтобы с нами не было такого, что часто, к сожалению, происходит с людьми, когда они постятся строго на первой неделе, ходят в церковь и все вроде у них хорошо, а потом начинается вторая неделя, и они не то, чтобы перестают поститься, но уже невнимательно постятся, живя в остальном обычной мирской жизнью. А вот литургии Преждеосвященных Даров, которые и дальше будут служиться в Великом посту, настраивают нас так, как надо. Поэтому будем стараться на них настраиваться уже сейчас.
Аминь.