Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня мы читали евангелие о бегстве в Египет и об избиении младенцев. В дни Рождества Христова есть особенный день, когда вспоминается избиение младенцев, но он у нас уже позади. Также и в это воскресение оно вспоминается, и вспоминается Иосиф Обручник.  А также на этот день у нас перенесено с 25-го декабря празднование Сиона (в то время в день 25 декабря ещё не было в Иерусалиме праздника Рождества Христова, и, когда он там появился, то празднование Сиона перенесли на воскресенье после Рождества Христова). А в Сионе празднование – это память Давида-царя, который, по преданию, там был похоронен, и потом ещё память Иакова, брата Господня, который был первосвященником, и, по преданию, тоже там похоронен. И первая христианская община считала, что там на месте, где они служат, есть могила Давида, а потом там же появилась  и могила Иакова, брата Господня. И так это место там почиталось, служилась литургия. И, когда день этот оказался занят Рождеством Христовым, то праздник просто перенесли, но не отменили. И вот всё это сегодня мы совершаем и празднуем. Сегодня праздник основания Церкви, основания её в смысле земном иерусалимском. Поэтому главы Иерусалимской церкви — Иакова, брата Господня, первого её архиерея — сегодня у нас память. И во многих церквах служится сегодня литургия Иакова, которая исторически к Иакову вряд ли особенно восходит, но это означает, что это литургия иерусалимского престола, иерусалимского патриархата. В каждом патриархате была своя литургия. Иерусалимская сохранилась в употреблении на дни апостола Иакова.

Это то общее, что можно сказать о нынешних днях. Но сегодняшнее евангельское чтение, конечно, ставит перед современным человеком много всяких вопросов. Почему нельзя было как-нибудь избежать этого избиения младенцев? Неужели вместо множества младенцев нельзя было умертвить, скажем, одного Ирода, тем более, что бывали всякие грешные цари, которых гнев Божий постигал так или иначе? Даже если не умертвить, то хотя бы превратить в какого-нибудь Навуходоносора, который ел траву в зверском обличии? Много было бы всяких вариантов, но почему-то был выбран вот такой. И объясняется это «почему» в сегодняшнем чтении: потому что исполняется пророчество. То есть всё ещё хуже — так было задумано, потому что исполняется пророчество: «Рахиль плачет о чадах своих и не может утешиться, яко не суть (потому что их нет)». Т. е. это не просто произошло как эксцесс (конечно, не бывает таких эксцессов, в том, что по промыслу Божию происходит), а это является одним из признаков того, что, да, Мессия пришёл, поэтому должны исполниться многочисленные пророчества, в том числе такие заметные, как и это.

Но почему такое странное пророчество? Можно посмотреть с другой стороны и сказать: «Почему мы так удивляемся?» Разве кто-то представляет, что эти младенцы выросли бы и не умерли бы никогда? – Нет, такого, наверное, никто не думает. Тогда почему, с точки зрения вечности, плохо, если они умерли младенцами? Они, по крайней мере, не согрешили – они все праведники. А если бы они согрешили, было бы это лучше? С точки зрения вечности – нет, но, конечно, с точки зрения родителей этих младенцев – это могло бы быть лучше, если они, эти родители, не смотрели с точки зрения вечности. Но это совсем не то, что промыслом Божиим устраивается.

Как можно заметить (и многие люди замечали и делали разные выводы из этого наблюдения — самого по себе совершенно верного), Бог не устраивает этот мир так, чтобы нам было в нём хорошо и удобно жить. Он позволяет людям самим так устраиваться в какой-то степени, не очень принципиальной. Но в целом — этот мир просто не для этого. Бог не для того нас создал, чтобы мы в этом мире жили хорошо. Поэтому и всякие знамения пришествия Мессии и, уж тем более, второго пришествия (можно и это вспомнить) – они ничего хорошего, с житейской точки зрения, могут и не содержать или мало что содержат.

И ещё сегодняшнее чтение показывает, что есть среди пророчеств о приходе Мессии такие, которые для современного человека могут восприниматься как просто шутка. Он пошёл в город Назарет и там обосновался (Иосиф вместе с семейством), чтобы Мессия нарёкся назареем, — как это было предречено. Но «назорей» и «Назарет» — это совершенно не связанные этимологически слова, это так называемая народная этимология. Назорей – это тот, кто посвящён Богу, это прообраз монашества ветхозаветный. И раннее название христиан, которое сохраняется до сих пор на христианском востоке, – это назореи. Название «христиане» появляется позже, и это отмечается в Деяниях апостольских. Но название «назореи» никуда не делось: оно вытеснилось в европейской части христианского мира, но в азиатской оно на арабском языке так до сих пор и сохраняется. А «Назарет» — там какая-то совершенно своя этимология. Но поскольку в народном сознании они одинаковы, то народная этимология подходит – можно ей воспользоваться. Это тоже ещё один признак Мессии.

Количество этих признаков даже трудно подсчитать – их очень много. Когда мы узнаём человека на портрете, мы тоже не можем подсчитать, по каким признакам. Мы можем указать этот признак, этот, потом подумаем, — ещё, пожалуй, этот и вот этот укажем, а пересчитать все нельзя. —Вот точно так же и с тем, чтобы узнать Мессию. Был его словесный портрет через все эти признаки, которые пророки дали. И потом разные люди с разным успехом узнавали. И мы знаем одно, что никому этих признаков не хватило, потому что, в конце концов, никто не мог его узнать, кроме тех, кому Бог открыл. Но Бог открыл не всем и не сразу, даже и апостолам не сразу, и женам мироносицам не сразу, а тогда, когда они сами сделали для этого какие-то усилия и были к этому готовы.

И вот чему это нас учит? Конечно же, как всегда, многому это нас учит. Но хотя бы поверхностно можно сказать вот что: что не мы должны указывать Богу, как нам что-то объяснять. И когда, наконец, Бог соизволит нам объяснить это вот именно таким образом, то мы поймём. Это так происходит. Так пытался делать богатый с того света уже в притче о богатом и Лазаре: «Пошли им Лазаря, чтобы они…» На что Господь говорит, что даже если бы Моисея им послал, всё равно бы не помогло. Потому что Господь лучше знает, как сделать, чтобы помогло. И надо стараться Бога слушать. И узнавать те признаки, которые есть. Если Он нам говорит, что надо делать так, то, даже если мы не понимаем, зачем это надо, надо понимать, что надо именно так. И тогда мы поймём что-то следующее, что нужно для нашего спасения. Но самое главное, что нужно для нашего спасения, – это чтобы вообще нам знать Бога; чтобы мы поняли, что Господь – Иисус Христос, а не кто-то другой. Об этом и говорит наше сегодняшнее чтение. И то, что оно так сильно расходится с обычаями нашего времени, и признаки Мессии оказываются такими несогласными с гуманизмом, несогласными с нашей научной филологией, означает, что и наука, и гуманизм – такие вот идолы нашего времени, — здесь ниспровергаются. И в этом для нас, сегодня читающим это евангельское чтение, особая польза. Но главное, что вообще не надо делать никаких идолов, а надо слушать только Бога, и Ему Единому служить.

Аминь.

епископ Григорий (Лурье)