Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы совершаем главное празднование в честь архангела Михаила, которое совершается по юлианскому календарю 8 ноября. Это один из древнейших христианских праздников. Судя по всему, это еще дохристианский праздник, унаследованный, как многие другие праздники, начиная с Пасхи и Пятидесятницы, еще из литургического календаря ветхозаветной Церкви. Точно мы не знаем, в чем состоял этот праздник, и как он был переосмыслен так, что стал праздником архангела Михаила. Но это был праздник в честь Бога, и в некоторых ранних христианских традициях с ним даже было связано Рождество Христово (примерно в III веке). Рождество Христово праздновалось (или не праздновалось, а считалось просто как дата) христианами в самые разные времена, и в том числе было и такое.

Само имя «Михаил» означает «кто как Бог». И поэтому часто в раннехристианской литературе Михаил – это имя не архангела, а имя Бога, и особенно Сына Божия, который воплотился. И не всегда можно понять, о ком речь — об ангеле или о Боге. Возможно, именно сегодняшняя дата памяти Михаила первоначально относилась, скорее всего, именно к такому пониманию Михаила как Сына Божия.

Но если считать, что это все-таки фигура не божественная, не Сына Божия, а именно какого-то ангела, то тогда надо считать, что это один из главных ангелов, потому что в предании именно этот ангел борется с сатаной, который, может быть, до своего грехопадения был самым главным ангелом, то есть еще главнее. Но после грехопадения именно Михаил, по церковному преданию, возглавил ополчение ангельское против сатаны и аггелов его. (По-славянски мы говорим «ангелы» про настоящих ангелов и «аггелы» про падших. Хотя по-гречески все пишется одинаково, но славянский язык благодаря возможности читать одно и то же слово по правилам греческой орфографии и славянской стал это различать.)

Так примерно обстоит дело исторически. А по сути мы почитаем архангела Михаила, обращаясь в его лице, как в лице предводителя, ко всем небесным силам бесплотным. Современные люди не очень понимают, кто такие ангелы и зачем их почитать. Кто такие бесы, лучше понимают. Еще Достоевский говорил, что бывают люди, которые в Бога не верят, но в черта верят.

Кто такие ангелы, зачем они нужны, если все равно есть Бог и есть святые? Отчасти этот вопрос по-человечески понятен, потому что святые действительно становятся подобны ангелам и особо ничем не отличаются. И будет правильно ответить, в том числе, и так: зачем нужны святые, затем же нужны и ангелы. Можно еще ответить по-другому: люди состоят из бессмертной души и смертного тела, которое, вопреки своей смертности, однако, все равно воскреснет и будет бессмертным. Животные состоят в этом смысле только из тела. Так называемая животная душа, которая у них есть, не является разумной душой и не имеет индивидуального бессмертия. А должны быть тогда и другие существа, которые не имеют тела, а состоят из одной бессмертной души, но при этом такой, которая по природе своей с телом не соединяется. Это и есть ангелы, как, впрочем, и бесы, потому что природа у них одна и та же, но из-за разного направления воли они оказались в разном состоянии.

Непадшие ангелы нас постоянно сопровождают во всех наших делах, кроме дел дурных и злых, когда мы их от себя отгоняем. Но они смотрят со стороны, поодаль, не имея возможности к нам приблизиться, и все равно как-то стараются нам помочь. Особенно это проявляется в служении литургии. Есть самые разные чины литургии. Их даже сейчас в нашем употреблении несколько, а в истории Церкви их было очень много. И все они имеют в себе одну и ту же мысль: «ныне силы небесные с нами невидимо служат». Это говорится в разных чинах разными словами. Дело не в словах, а в сути: обязательно подразумевается, что если собралась Церковь для своего богослужения, то Она собралась вся. Здесь присутствуют и святые, и обязательно присутствуют ангелы. И ангелы служат всегда в Небесном храме у Престола Божия, а мы здесь, на земле, служим в подражание им, но не просто в подражание, а вместе с ними и участвуя в их службе. То есть наша служба здесь – это некоторое видимое земное проявление той Единственной службы там. Это касается богослужения.

Но если мы христиане, то вся наша жизнь является либо богослужением, либо, если мы отворачиваемся, то служением бесам. И поэтому если у нас богослужение продолжается за пределами храма, то там мы тоже либо поем вместе с ангелами, даже необязательно когда стоим на своем молитвенном правиле и молимся в келье, так сказать, а даже тогда, когда занимаемся повседневными делами, если мы занимаемся с молитвой, особенно с непрестанной молитвой. Либо мы вообще отпадаем от Церкви.

Поэтому ангелы, которые постоянно находятся в служении у Престола Божия, являются нашим естественным образцом для подражания. Естественным – потому что по естеству они стоят выше нас. Но так устроил Господь, что Он все перевернул, потому что Господь воплотился в низшее по отношению к ангелам человеческое естество. Так что теперь все, в том числе и ангелы, получили совершенство обожения только через Христа, через участие в этой нашей единственной Евхаристии, хотя телесно они в ней не участвуют, но участвуют духовно. Они освящаются через то, что по природе ниже их, через человечество, которое принято Христом. Потому что оно, оставаясь по природе тем, чем оно было, то есть ниже ангельского, становится освящением даже и ангелов. Произошло такое выворачивание пространства, если можно так себе это представить.

Мы должны быть с ангелами. И поэтому жизнь христианская, как, собственно, еще и ветхозаветная праведность, состояла в подражании ангелам и жизни ангельской. И недаром монашеское житие, которое является совершенным выражением христианской жизни, по-другому называется житием ангельским, и его предтеча Иоанн Креститель, которого можно назвать также предтечей монашества, называется «ангелом пустыни», потому что он имел ангельское житие.

Ангельское житие – это то, к чему призван абсолютно каждый из нас, только разными способами. И каждый должен узнать, каким способом он может достигнуть ангельского жития, и особенно, если он сам, как сегодняшние именинники, назван в честь ангела,  в честь Михаила.

Аминь.