Две разных датировки Вознесения в Евангелии от Луки и в Деяниях Апостолов — необъяснимый факт. В Священном Писании есть места, буквальный смысл которых от нас скрыт, потому что забылся со временем. Новый Завет — вовсе не такая понятная книга, как может показаться. Каждый эпизод рассказа о Вознесении Господнем говорит очень о многом; параллели с Ветхим Заветом при упоминании об облаке. Что такое седение одесную Бога. Если мы не отпадем от Церкви, то для нас не будет уже суда, а наоборот, мы будем с Богом судить весь мир; если же мы отвергаемся Церкви, то мы уже осуждены; суд нужен для “средних” людей — не святых, но и не отступников. Не надо унывать, а надо каждый раз начинать христианскую жизнь и молиться Богу о помиловании.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Праздник Вознесения Господня, который мы сегодня совершаем, — это одновременно и праздник наименее понятный из всех событий Нового Завета и из всех христианских праздников. Вдумываясь в то, что написано в Новом Завете об этом празднике, мы, еще даже прежде чем понимаем хоть какой-то смысл того, что сегодня произошло и что мы празднуем, понимаем вещь тоже очень немаловажную — насколько мало мы понимаем Новый Завет, просто даже буквальный его смысл от нас скрыт. И как раз в том, что касается вознесения, этот пример очень наглядный, потому что до сих пор нет никакого — и у святых отцов не было, и современная наука ничего не предлагает — точного объяснения, почему оно так по-разному датируется. В Евангелии от Луки и в зависящем от него, вероятно, Евангелии от Марка говорится, что вознесение произошло вечером того дня, когда Господь воскрес. Там подробно описываются события этого дня, и последним событием и оказывается как раз вознесение Господне, этим заканчивается Евангелие от Луки, и сегодня за литургией положено это чтение. Все церковное предание говорит именно о том, что здесь речь идет об этом самом вознесении, и богослужение сегодняшнего дня рассказывает об этом эпизоде как о вознесении. Но несмотря на то, что датировка этого события в Евангелии от Луки очевидна, нет никаких общепринятых объяснений того, почему эта датировка так расходится с той, что дана в Деяниях Апостольских, где говорится, что Господь являлся после Своего воскресения в течение 40 дней, а потом вознесся. Это не значит обязательно, что Он вознесся именно на 40-й день, но значит, что Он вознесся по прошествии 40 дней, до Пятидесятницы, о чем там тоже ясно сказано. Причем и с точки зрения церковного Предания, и даже с точки зрения совсем уже скептической современной науки, Евангелие от Луки и Деяния Апостолов — это действительно произведения одного автора, являющиеся одно продолжением другого. Но почему один и тот же автор датирует вознесение в двух случаях столь по-разному — это как раз и есть загадка, которая до сих пор остается неразрешенной. Хуже того — если мы обратимся к самому раннему церковному преданию, то оно не только не внесет ясности в этот вопрос, но еще больше нас запутает. Потому что оказывается, что в древности, до IV века, Вознесение праздновалось, но праздновалось ни в сам день воскресения Господня, ни на 40-й день после него, как мы его теперь празднуем, а праздновалось в один день с Пятидесятницей, составляя особый праздник. И то ли в течение одного и того же дня, то ли в течение нескольких дней одной недели праздновались вместе эти два праздника. Конечно, это можно примирить с датировкой, данной в Деяниях Апостольских, где говорится, что вознесение произошло по прошествии 40 дней после воскресения, но это нам никак не объясняет сказанного в Евангелии от Луки.
Конечно, можно сейчас находить разные объяснения этих датировок, какой смысл за ними стоит, но это все равно все будет гадательно; и если Господь устроил так, что буквальный смысл этих мест Священного Писания Нового Завета до нас не дошел, то в этом нет ничего особенного. В конце концов, еще отцы Церкви много раз указывали, что в Писании, особенно в Ветхом Завете, есть такие места, которые, безусловно, имели в свое время какой-то буквальный смысл, но со временем его потеряли, потому что о нем все забыли, и он не сохранился в Предании. Например, Закон Моисеев запрещает употреблять в пищу некоторые виды птиц, и среди них названы такие виды, о которых уже в III веке нашей эры уже никто не знал, даже, видимо, среди евреев, что это за птицы. Т.е. буквально эти заповеди исполняться не могли в силу того, что никто просто не мог понять их содержания. Когда-то, конечно, когда эти заповеди были даны, их буквальное содержание было известно, но оно может и пропадать. Это учит нас тому, что, в первую очередь, надо смотреть на душевный и духовный смысл Священного Писания, а также учит нас и некоторому смирению.
Евангелие и вообще Новый Завет не является такой книгой, которая всякому человеку, который пришел с улицы и начал ее читать, становится понятной. Действительно, человек, который без всякой подготовки читает Новый Завет, что-то там поймет, поскольку там есть такой уровень смысла, который обращен к пониманию человека с улицы. Но сколько-нибудь связное понимание Нового Завета или даже хотя бы одного только Евангелия никак не может быть доступно человеку с улицы; для этого понимания нужно жить Священным Преданием, и даже тогда это будет все равно некоторый бесконечный процесс. Потому что буквальный смысл, который в подавляющем большинстве случаев не является таким уж остро необходимым для нашего спасения, даже и святые отцы далеко не всегда понимали, о чем как раз и говорит сегодняшний пример с датировкой Вознесения.
Но когда описывается само событие, что же произошло, то тут, конечно, говорится очень многое. Кажется, что рассказ очень короткий, буквально несколько эпизодов, я даже не буду их пересказывать, потому что все должны и так помнить или могут перечитать; но каждый из этих эпизодов описан так, что он говорит очень и очень о многом. Например, тот факт, что Господь скрылся от глаз, пересекается с разными эпизодами Ветхого Завета; например, вознесение на облаке (облако — это обычный в Священном Писании образ славы Божией и нетварного Света, который при рассказе в Ветхом Завете об исходе евреев из Египта описывается как облако днем и огненный столп ночью) и скрытие из глаз означает жизнь в Боге. И это объясняет Апостол Павел, говоря, что “жизнь наша сокрыта со Христом в Боге”, потому что Господь вознесся для того, чтобы вознести наше человечество, Он именно нашу природу вознес. Но на это есть и другие, более специальные указания. Вообще, каждая деталь, упоминаемая при описании вознесения Господня, много раз встречается и в Ветхом, и в Новом Завете; и зная о том, как она там упоминается, мы можем понять, что произошло при вознесении Господнем.
Например, говорится о том, что Господь “сел одесную Бога”. Что это такое? Где там вообще можно сидеть на престоле? Что это означает? В Апокалипсисе сказано, что праведники, т.е. те, кто спасаются, будут сидеть рядом с Богом на престолах и судить двенадцати коленам Израилевым. Это означает, что человеческое естество во Христе, в котором участвуют все те, кто присоединился к Церкви и не отпал от нее, это естество живет жизнью Самого Бога, хотя по природе своей оно не божественное, а человеческое; а это, в свою очередь, означает, что если мы будем по-христиански жить здесь и сейчас, то никакого суда Божия для нас не будет, потому что мы уже сейчас оправдаемся, получим прощение грехов и жизнь в Боге, и тогда на суде мы будем едино с Богом и будем судить всему миру. Об этом говорит Апокалипсис, а Вознесение указывает на это, показывая, что наше естество во Христе вознеслось на престол Божий. И в то же время это напоминает нам о другом евангельском учении — о том, что если мы сейчас, на земле, отвергаем слово Божие, отвергаем Евангелие и проповедь Апостолов, то мы уже сейчас осуждены, т.е. сами себе привели приговор в исполнение, хотя и не можем еще ощутить его последствий, пока живем в теле. А приговор это такой: если мы уже сейчас отверглись Евангелия, то мы отверглись Церкви, отверглись Тела Христова, а это значит, что мы отверглись Царствия Небесного, потому что нет никакого Царствия Небесного, кроме Тела Христова и Церкви. Мы отвергаемся его, если хотим, уже в жизни этой, и тогда, конечно, мы не получим его в жизни будущей. И в таком случае суд над нами уже состоялся, причем еще раньше, чем мы успели выйти из тела. Но конечно, это крайние случаи — случай святых праведников и случай людей, отвергшихся Христа и Церкви. А бывают случаи средние, их большинство, и вот для таких людей и нужен суд, и в число таких людей мы имеем все шансы в конечном итоге попасть.
Вот, Господь да подаст нам все время помнить то учение, которое Он наглядно преподал в Своем вознесении, а именно — помнить то, что мы теперь живем все время с Ним, что мы живем не той видимой жизнью, которой, как нам самим даже кажется, мы живем, а мы живем жизнью в Боге или, можно сказать по-другому, но смысл будет тот же, жизнью Его в нас. Потому что Он в нас Сам будет молиться, если только мы будем Его об этом просить и будем все время сами о Нем помнить; Он будет нас вразумлять во всем, что нам нужно делать в жизни; а самое главное — Он будет нас вразумлять на все то, что содействует нашему спасению. И в то же время, конечно, если мы сейчас не будем участвовать в Вознесении Господнем, если мы не будем, по слову Апостола Павла, жить так, чтобы жизнь наша была “сокрыта со Христом в Боге”, то мы не просто окажемся людьми, которые жили непонятно как, и которых Господь будет судить, а скорее всего, с нами будет нечто гораздо худшее — мы уже сейчас отвергнемся от Христа и Церкви, и суд над нами произойдет еще раньше, чем мы успеем умереть. Но эта мысль не должна приводить нас в уныние и отчаяние, потому что, пока мы живы, ничего еще не потеряно, и каждый из нас, независимо от своего социального положения, состояния здоровья, образования и даже, я бы сказал, стажа церковной жизни, каждый из нас может прямо сейчас начать новую жизнь и обратиться к Богу с молитвой: “Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго!” И самое главное, что тут надо сказать, это то, что если мы вообще хотим быть христианами, мы должны, подобно Апостолу Павлу, каждый раз начинать новую жизнь, каждый раз, как он говорит, “забывать задняя и простираться в предняя”, т.е. каждый раз видеть, что мы еще ничего не сделали, но вот сейчас можно начать, — и начинать, обращаясь к Спасителю: “Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго!” — и тогда Он нас помилует и сделает участниками Своего Вознесения и седения одесную Бога и Отца. Аминь.