Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В ХХ веке Русская Церковь дала всему православному миру двух особенных святых, похожих друг на друга, хотя и разных, двух Иоаннов – Иоанна Кронштадтского и Иоанна Шанхайского. Сходство тут неслучайное. Потому что Иоанн Шанхайский подражал Иоанну Кронштадтскому в чем мог. А во многом и не мог, потому что у него были совершенно другие условия жизни.

Они нас особенно вдохновляют, мы к ним особенно молимся не только потому, что они были близки нам по времени, хотя это, конечно, тоже важно. Но особенно мы молимся им потому, что, во-первых, они особенно заботились о простом народе – и православном, и даже неправославном, но который благодаря их заботам становился православным. Конечно, кто-то и не становился, но все равно эти заботы приводили к телесной и душевной пользе. И сейчас эти святые уже после своей физической смерти предлагают нам обращаться к ним за помощью, как это было еще при их жизни. Если они еще и при жизни своей земной никого не отвергали, то тем более и сейчас помогают всем.

Есть и вторая особенная причина. Они были одними из тех немногих святых — а обычно святые этого избегают, — которые показывали народу, что Бог слышит их молитвы. Бог слышит молитвы всех святых, и даже, как мы знаем из собственного опыта, не святых тоже, и даже тех, кто Церкви не принадлежал, и это мы тоже знаем из собственного опыта. Потому что если бы Бог не слышал наших молитв, пока мы были не в Церкви, то мы бы и в Церкви не оказались. И тут просто прошения святых оказываются в согласии с волей Божией больше, чем у всех остальных, и потому больше исполняются. Обычно эта жизнь незрима для всех остальных.

Даже люди, имеющие духовное зрение и понимание, мало могут проникнуть в жизнь других святых,  а тем более она недоступна всему миру. Поэтому людям кажется, что Бог не может сейчас послушать святых так, как это описано в каких-то житиях и Библии. Конечно, на самом деле это не так. Людям, которые живут здесь и сейчас, в любую эпоху всегда кажется одинаково – что Бог не слышит, что  Он далеко.

Поэтому иногда являются такие святые, — их не должно быть много, — которые показывают обратное. Их не просто слышит Бог, и они молятся Богу, но они это делают так, что весь народ это тоже понимает. Это, конечно, нужным бывает тогда, когда народ массово отступает от веры, когда фактически так называемые православные оказываются безбожниками. Конечно, так было в дореволюционной России.  И сейчас уже после революционных событий в этом сомневаться невозможно. Во времена Иоанна Кронштадтского об этом кто-то еще спорил, а сейчас уже никто не спорит.

Но нечто подобное происходило в русской эмиграции, где оказался Иоанн Шанхайский. Люди, которые оказались в эмиграции, это и были те самые дореволюционные русские люди и их дети. Еще при жизни Иоанна Шанхайского у этих детей появились уже свои дети. Но все равно это были люди еще очень близкие к той дореволюционной России. Мы знаем, что эмиграция всегда дольше держит старое, и с одной стороны, там было обязательное православие, потому что как же иначе, раз ты русский, — а, с другой стороны, под этим православием подразумевалось безбожие.

В своей реальной жизни, в своем большинстве люди не ориентировались на православие, и вот нужно было показать, что надо иначе. Среди них уже было много обыкновенных безбожников, тем более, что и революционные события многих людей, у которых была какая-то очень маленькая вера, привели к безбожию. Поэтому им надо было показать, что Бог есть, Бог слышит молитвы, в том числе и о них. А если Он не слышит их самих, то надо попросить того, кого слышат.

Но это тоже люди, которых уже нет, потому что уже нет той эмиграции, а почитание Иоанна Шанхайского только разрастается. Потому что от тех людей его переняли мы, то есть даже те, кто никогда не был в эмиграции. Но дело совсем не в эмигрантах, а в том, что он оказывал помощь, был проводником помощи Божией – не только был, но и остается – для всех нас, живущих унылой безбожной жизнью, и дает вдохновляющий образец не только как ему помолиться, но  побуждает нас ему подражать.

Хорошее дело – вдохновляться примерами из книжки, но святые действуют иначе: они не просто вдохновляют, а они помогают нам реально идти по их стопам, приближают нас к себе, то есть к Богу, где они сами. И это невозможно не почувствовать, если с верою молиться нашим святым – Иоанну Шанхайскому. Поэтому слава Богу, что мы смогли собраться в его память, послужить литургию. Кто-то смог прийти и поучаствовал физически, многие не смогли, но все равно празднуют. И так вот мы все объединяемся вокруг Иоанна Шанхайского, и вокруг всех святых.

Аминь.

епископ Григорий (Лурье)