Притча о десяти девах: елей — милостыня или благодать Св. Духа. Нужно все время бодрствовать — как это сделать? Господь требует от нас невозможного, но Он Сам дает нам силы делать это. Единственное важное дело в жизни — стяжать память Божию, т.е. молитву и покаяние.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Сегодня, в Великий Вторник, мы продолжили чтение Евангелия от Матфея, где приводится проповедь Господа на горе Елеонской — проповедь о последних днях и о кончине мира. И то, о чем говорится в этом проповеди, главное содержание сегодняшнего богослужения, главное содержание сегодняшних воспоминаний, которые предлагаются нам, это то, о чем мы должны думать, чтобы подготовиться к дням Святых Страстей Господних и к Пасхе. И как раз сегодняшняя часть проповеди Господней на горе Елеонской содержала два самых главных и самых ярких момента.
Во-первых, это рассказ о десяти девах, из которых пять были мудрыми, а пять — неразумными; и мудрые взяли с собой елей, а неразумные елеем не запаслись, и поэтому, когда пришел Жених, Которого они ждали, пришел неожиданно среди ночи, тогда те, у кого был елей, вошли в брачный чертог, а те, у кого елея не оказалось, попытались купить его у продающих, но ночью это было невозможно, и когда они вернулись и постучали, Жених ответил им через закрытые двери: “Не вем вас”. Под этим елеем можно понимать разное, и самое простое толкование этой притчи мы слышали сегодня у святого Иоанна Златоуста: елей значит по-гречески и оливковое масло, и милость, и потому девы, которые были юродивыми, они, хотя и совершили подвиг девства, не совершили самого простого и обязательного для всех христиан — не давали милостыни, т.е., в широком смысле слова, не помогали ближним. Потому они и юродивые, что совершив нечто высокое и трудное, пренебрегли простым и доступным для всех и потеряли Царствие Небесное. Но также елей означает и многое другое, в том числе нечто гораздо более важное и возвышенное, чем милостыня. И самое главное — елей всегда символически указывает на благодать Святого Духа. То есть юродивые девы совершали разные подвиги, но совершали их не по заповедям, неправильно, иными словами — не ради Христа, и поэтому, несмотря на свои подвиги, они не стяжали Святаго Духа и не приобрели Царствия Небесного.
Но посмотрим глубже. В этой притче о десяти девах содержится некое противоречие. Там сказано, что все — и мудрые девы, и юродивые, — ожидая Жениха, заснули: “воздремашася вся и спаху”. А в конце, когда Господь завершает пересказ этой притчи, Он делает такой вывод: “Бдите (т.е. бодрствуйте) и молитеся, потому что не знаете, когда Сын Человеческий приидет”. Получается, что вывод не следует из того, что рассказывается в притче, — ведь нельзя ставить в пример бодрствования тех, кто спал, потому что мудрые девы, согласно этой притче, тоже спали. Но рядом — и мы тоже сегодня это читали — Господь рассказывает другую притчу: про домовладыку, который не спал бы, если бы знал, в какой час придет вор, — и нам предлагается брать с него пример, чтобы мы все время бодрствовали, потому что не знаем, в какой час придет Господь. И еще более близкий пример — некоего раба, который не знал, когда именно вернется его господин, но все время старался делать то, что нужно, чтобы, в какой бы момент господин ни пришел, он застал бы его делающим все правильно; и действительно, хотя господин и пришел неожиданно, но похвалил раба за то, что тот все делал правильно. А кроме того, в раннехристианской литературе, современной Евангелию, встречается другой вариант притчи о десяти девах; он не попал в Новый Завет, но попал в другие христианские памятники, которые иногда почитали так же, как и Евангелие, — и в этом варианте мудрые девы отличались от юродивых именно тем, что они не спали. И тогда вывод Господа из притчи совершенно понятен. То есть, видимо, оба варианта притчи восходят к Господу, но один из них не вошел в Евангелие. Но мы знаем из Евангелия от Иоанна, что Господь много другого рассказал и сотворил, и всего этого просто невозможно было описать; и действительно, некоторые изречения Господни, не попавшие в Евангелие, были записаны в других местах и сохранились в церковном предании, в частности, другой вариант притчи о девах.
Но как же так? Получается, что это притча требует от нас никогда не спать, а все время молиться. Хорошо было бы, если бы Господь требовал от нас этого в том случае, если бы дал нам для этого силы. Но мы все таковы, что не имеем для этого физических сил, мы все хоть немного, но обязаны спать, иначе человек просто сходит с ума или умирает. И получается, что Господь требует невозможного. Но в другой притче, которую мы тоже сегодня читали, Он как раз дает понять, что Он действительно требует невозможного. В притче о талантах тот раб, который зарыл свой талант в землю, говорит господину: “Я знал, что ты такой человек, что собираешь там, где не расточил, и жнешь, где не сеял, и поэтому я испугался и зарыл свой талант, чтобы он сохранился, и вот, я тебе его возвращаю”. Что ему на это отвечает господин? Он отвечает, что он действительно таков, как сказал этот раб, и вот поэтому раб должен был пойти и отдать серебро в рост торжникам, менялам, чтобы он принес прибыль. А между прочим, ростовщичество было запрещено еще в Ветхом Завете, т.е. в этой притче, где образ господина является образом Бога, Господь Сам Себя уподобил весьма нехорошему человеку, нехорошему не только с точки зрения современного гуманизма, но и с точки зрения Ветхого Завета, потому что брать деньги в рост нехорошо, а господин прямо заявляет: “Я жну, где не сеял, и собираю, где не расточил”, — т.е. признается, что присваивает себе чужое. И вот, в параллель к этой притче можно отнести и притчу о десяти девах, где Господь требует, чтобы мы никогда не спали. Он нас не сделал такими, чтобы мы могли никогда не спать, но этого от нас требует, т.е. требует того, для чего Он не дал нам сил. И вот, получается такое противоречие. И как всякое противоречие в Священном Писании, это противоречие нужно для того, чтобы мы задумались о каком-то более глубоком смысле подобных наставлений.
Смысл этот заключается вот в чем. Мы должны со своей стороны делать все возможное, и тогда Господь нам подаст способность творить невозможное. Тогда получится, что мы отчасти действительно сможем спать намного меньше. Некоторые святые спали один час в сутки или даже 15 минут в сутки. Например, святой Паисий Величковский, который жил в конце XVIII века, и отнюдь не в Египте, а в Молдавии, и не был каким-то святым древности, когда, как нам может казаться, люди были какой-то “другой породы”, — нет, он был нашей породы, был уроженцем Полтавской области, — он пришел постепенно к тому, что спал всего 15 минут в сутки, и ему этого хватало, потому что ум у него был не рассеян, он все время был сосредоточен, и потому сон его был эффективным. Мы можем спать 10 часов, а сколько из этого времени наш ум действительно отдыхает, неизвестно, — может быть, те же 15 минут. Но конечно, такое сокращение сна — не главный плод духовного внимания. Главное заключается в другом, и святые отцы объясняют это цитатой из Библии, из Песни Песней: “Я сплю, а сердце мое бодрствует”, по-церковнославянски — “Аз сплю, а сердце мое бдит”. То есть, если мы действительно пребываем в бодрственном состоянии, насколько мы это можем, со вниманием, с памятью Божией, с молитвой и с покаянным настроением, то даже когда мы заснем, мы это состояние не потеряем и не будем утрачивать память Божию и во сне. Конечно, может быть, у каждого есть такой опыт, когда начинает сниться какая-то гадость, но прямо во сне, не просыпаясь, вспоминаешь, что надо молиться, начинаешь молиться, и все проходит. Это, конечно, хорошо, но мало, потому что надо, чтобы молитвенное состояние и память Божия не прекращались даже во время сна. Тогда такие вот искушения во сне даже не будут и начинаться, потому что они начинаются тогда, когда мы теряем память Божию, хотя бы и в бессознательном состоянии. А в бессознательном состоянии тоже можно иметь память Божию — не в том смысле, в каком мы имеем ее в бодрственном состоянии, в смысле памяти о Боге, но в некотором более глубоком смысле.
И вот, слушая вот эти притчи, которые Господь преподает нам через Евангелие, и особенно те, которые мы сегодня слышали, которые готовят нас к концу света и к нашей собственной кончине, мы должны понимать, насколько это все важно. Действительно, в земной жизни у нас у всех есть только одно важное дело, а все остальные дела не просто не важны, но их, можно сказать, просто и нет. Это единственное важное дело состоит в том, чтобы стяжать память Божию, другими словами — стяжать молитву, а еще другими словами — стяжать покаяние, потому что покаяние пред Богом это тоже молитва, а молитва без покаяния это не молитва, а всякие безумные глаголы, которые говорил фарисей, придя в храм. И вот, помня об этом, будем стараться все это исполнять. Аминь.