Св. Екатерина — образец премудрости. Мученичество за Христа — высшая победа для христианина. Исцеление Господом скрюченной женщины. При соблюдении заповедей надо всегда смотреть на цель, с которой они были даны, а не относиться к ним механически. Хождение в церковь может быть бесполезным, если не знать, зачем мы туда ходим. Мы должны не просто хорошо молиться в храме, а делать это для того, чтобы молитва наша продолжалась и по выходе из храма; а иначе наше хождение в церковь бесполезно для души. Еще хуже, если мы начинаем осуждать людей, которые почему-либо не могут часто ходить в церковь или не исполняют видимым образом каких-то других заповедей. Мы должны знать, как лично нам соблюдать заповеди, а о других людях мы судить не должны.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Сегодня мы празднуем память святой великомученицы Екатерины, которая, как известно из ее жития, стала в большей степени образцом христианской мудрости, чем другая святая мученица, у которой слово “мудрость” заключено в самом ее имени — София. И если кого-то и надо было бы называть Софией прежде всего, так это, наверное, именно святую Екатерину, потому что не только ее добродетели, доступные и прочим смертным, особенно подчеркиваются в ее житии, но и ее мудрость: согласно рассказу о ней, она посрамила множество мудрецов языческих в диспуте с ними о вере, и побеждала не только христианскими добродетелями и своей красотой, но и особенно своею мудростью. И поскольку эта мудрость была не только светской — хотя и в светском отношении святая Екатерина была умнее всех окружавших ее людей, — а прежде всего мудрость христианская, то эта мудрость принесла ей победу над миром, а победа над миром больше всего выражается как раз в христианском мученичестве. Потому что только язычники думают, что если образ жизни какого-то человека привел его к тому, что его убили, то это означает его поражение. Христиане так никогда не скажут, потому что для христиан как раз в этом и состоит самая главная победа. Даже если жизнь человека была не особенно добродетельной — хотя этого нельзя сказать о святой Екатерине, но среди других мучеников есть такие, у которых не вся жизнь была добродетельной, а есть и такие, у которых жизнь была просто порочной, как например, святой мученик Вонифатий, — но если он все-таки принимает мученичество за Христа, то уже одно это означает, что Господь принял его покаяние, потому что без покаяния невозможно принять мученичество за Христа; и значит, такой человек не только достигнет Царствия Небесного, но и мы все должны обращаться к его предстательству за нас.
А сегодняшнее евангельское чтение, которое мы слышали за литургией, тоже объясняет, что такое настоящая христианская мудрость. Сегодня мы слышали одну из многочисленных евангельских историй о том, как Христос нарочно делал перед фарисеями что-то такое, что оскорбляло их представления о Законе Моисеевом, т.е., как казалось этим людям, Он нарушал Закон. Но Он тут же объяснял очень просто и доходчиво, что Он Закон отнюдь не нарушал. В сегодняшней истории говорилось о том, как Христос исцелил в субботу некую женщину, которая была в скрюченном состоянии в течении 17 лет. Христос ее увидел, и хотя она даже ни о чем Его не просила, Он сказал, что она освобождается от своего недуга. И тогда один из присутствовавших при этом фарисеев сказал, что есть шесть дней для того, чтобы приходить исцеляться, и вот тогда надо приходить, и ни к чему это делать непременно в субботу. На что Господь обвинил его в лицемерии, сказав: “Если у вас вол упадет в яму, неужели вы не вытащите его и в субботу? А эта дщерь Авраама, которая столько времени страдала, тем более нуждается в помиловании”.
В данном случае Господь напоминает нам не о том, что какие-то заповеди можно нарушать, а о том, что надо соблюдать их с рассуждением, не забывая той цели, с которой эти заповеди были даны. Это относится, конечно, не только к заповедям Закона Моисеева для иудеев, но и к заповедям христианским для всех нас. Поэтому мы должны не просто исполнять какие-то инструкции, который существуют как бы в отрыве от жизни, а должны следовать самой главной христианской инструкции, которая состоит в том, чтобы смотреть на смысл: какой смысл имеет та или иная заповедь? к чему, собственно, призывает нас Господь, давая ту или иную заповедь? — и стремиться, прежде всего, соблюдать это. Потому что если мы к этому не будем стремиться, то мы не сможем по-настоящему соблюдать заповеди.
Например, есть заповедь ходить в церковь, присутствовать за богослужением, — и конечно, нужно ее соблюдать. Но эта заповедь нарушается нами не только грубо и очевидно, но и неочевидно. Первое бывает, когда мы просто не ходим в церковь, потому что не хотим, или когда приходим, но на службе начинаем болтать, отвлекаться и отвлекать других. А второе бывает, когда мы ходим в церковь, но непонятно зачем. Зачем вообще нужно ходить в церковь, об этом говорит нам псалмопевец: “Пойте Богу нашему, пойте, пойте разумно”. Что значит “петь разумно”, а не просто петь? Это значит — петь не только органами речи, но, прежде всего, молиться в душе, чтобы пела наша душа. Нужно смотреть, как объясняли это изречение святые отцы, как они поясняли смысл нашего присутствия за богослужением: нужно стремиться к тому, чтобы молитва у нас, начавшись в церкви, продолжалась и потом, когда мы пойдем домой. Поэтому плод и польза от того, что мы сходили в церковь помолиться и, тем более, причаститься, проверяется не по тем ощущениям, может быть, приятным (или, наоборот, неприятным, что тоже неважно), которые мы получаем непосредственно в церкви. Даже если мы во время богослужения были сосредоточены на происходящем и молились, это тоже само по себе, к сожалению, ни о чем не говорит. Потому что вполне может быть, что просто по нашим страстям каким-то, наши интересы сосредоточены на богослужении, как у любого человека бывает сосредоточенность на интересном ему занятии. Ничего духовного это само по себе не представляет и даже, более того, может служить для нас основанием для соблазна думать, что вот, как мы хорошо помолились. И действительно, бывают такие безумные люди — я сам много раз слышал, — которые говорят после службы: “Как мы все-таки хорошо послужили!” Что значит “хорошо послужили”? Хорошо пели? Алтарник вовремя кадило разжигал и подавал? Все стихиры спели? Конечно, это хорошо; но вот говорить о душевном своем состоянии, что “хорошо послужили”, — это очень неуместно. Когда люди светские говорят, что они “хорошо сходили” в театр или в баню, то это понятно. А вот “хорошо сходили в церковь” — это непонятно. Потому что плод будет тогда, когда будет исправляться наша жизнь. Потому что церковь существует не для того, чтобы в ней все время находиться, а для того, чтобы, выйдя из нее и занявшись своей повседневной жизнью, что-то из церкви унести с собой. И вот, по тому, что мы уносим из нее с собой, и определяется, хорошо или плохо мы помолились. Что значит хорошо? — Это значит, что наша жизнь хоть немножко исправилась, что мы если не вообще больше не впадаем, то хотя бы в меньшей степени впадаем в те грехи, в которых мы каемся, — впадаем слабее, реже. Вот это будет хорошо. А иначе, конечно, ничего хорошего быть не может.
А самая грубая форма нарушения заповеди это не та, когда мы сами их не выполняем, а когда мы начинаем осуждать людей за то, что они не стремятся как-то нарочито исполнять заповеди на виду у людей. Если продолжить нашу аналогию с богослужением, то, конечно, хорошо ходить в церковь как можно чаще; некоторые ходят туда очень часто, почти каждый день, но совершенно не факт, что это идет им на пользу. У нас у всех разная жизнь и разные обязанности, и у многих из нас обязанности таковы, что не позволяют часто ходить в церковь. И если мы будем пренебрегать этими обязанностями для того, чтобы пойти в церковь, то это тоже будет плохо, и плода от этого не будет. А если мы начинаем кого-то осуждать за то, что он ходит в церковь не так уж часто, то это очень плохо, потому что мы не знаем, чем этот человек занимается, какие у него обязанности пред Богом. А сам по себе факт редкого хождения в церковь, который мы видим, не дает нам никаких оснований для суждения о духовной жизни человека.
И вот, то, что показано на одном примере, нужно, конечно, переносить на все виды нашей деятельности. Потому что часто бывает, что наше представление о ревности в соблюдении тех или иных заповедей является ложным; а если даже оно и не ложное, мы все равно не можем знать о человеке, который этой ревностью не отличается, не делает ли он чего-то другого еще более полезного. Поэтому не будем никого осуждать и будем просить у святых, в частности, у святой Екатерины, чтобы нам хватило ума и рассуждения духовного, для того чтобы понять, как нам нужно исполнять заповеди в том или ином случае, а о других людях нам этого знать не нужно. Если мы не будем понимать обязанности других людей, мы этим не согрешим. А вот не делать дурных выводов об этих людях — это от нас требуется, к этому мы способны, для этого не нужна такая премудрость, которая была у святой Екатерины, а достаточно просто соблюдать какие-то простые заповеди. И если эти самые простые заповеди свести к одной, то можно сказать евангельскими словами: “не суди чужому рабу”, занимайся только тем, что касается лично тебя; а о том, за что ты не отвечаешь, не суди. Потому что мы не можем этого знать, нам не дано для этого необходимых знаний. Молитвами святой Екатерины будем просить у Бога хотя бы часть той премудрости, символом которой является эта святая, для того чтобы нам исполнять заповеди именно в том смысле, в котором они даны. Аминь.