Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Святые Кирилл и Мефодий оставили нам просвещенное византийское христианство с переводами святых отцов, с особым почитанием Григория Богослова; до революции церковные люди потеряли церковную ученость: так, появлялись светские очень хорошие в научном отношении работы, где содержалась прямо хула на святого Григория Паламу и других святых; нужно стремиться к тому, чтобы самим быть учеными христианами, чтоб самим быть людьми, хотя бы просто образованными, насколько это для нас доступно; Мефодий позднее стал епископом Моравским – той паствы, которой он проповедовал; святой Константин еще до того, как принял монашество с именем Кирилл, был по внутреннему человеку монахом; сейчас очень мало нормальных монашеских общин, а такого образа жизни, которым жил святой Кирилл, могут держаться многие.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня мы совершаем празднование памяти первых просветителей славян, Кирилла и Мефодия. От них православие было принято некоторыми из южно- и западно-славянских народов, а дальше оно стало распространяться среди славян, достигнув и Киевской Руси. Для всех славянских народов с этими святыми связано их самое первое представление о православии.

Но можно вспомнить и о другом. О том, какой конкретно образ православия оставили нам эти святые, и во многом окажется, что этот образ гораздо ближе к тому православию, которое должно быть у нас сейчас. Может быть,даже для своего времени оно было не столь типичным.

Во-первых, святые Кирилл и Мефодий оставили нам в наследство не какое-то этническое православие, состоящее из понятных только старым бабушкам обрядов, но и то понятных только по тому, как их надо совершать, а не по тому, что они значат. Они оставили нам просвещенное византийское христианство с переводами святых отцов, с особым почитанием Григория Богослова, само имя которого является образом именно просвещенного христианства. Святой Кирилл написал еще в юности сохранившуюся только на славянском эпиграмму, то есть стихотворение, посвященную Григорию Богослову, которая начиналось словами: “Григорие, телом человече, а душею ангеле”.

К сожалению, в последние века в русской традиции православия мы видим очень много торжества невежества – невежества и в святых отцах, и в светском отношении, как будто бы православие это поощряет. Конечно, ничего подобного нам святые Кирилл и Мефодий не заповедовали. Если такое произошло в истории русского христианства, то от этого надо уходить, потому что, в конце концов, это христианство было наказано на Руси.

Образование светское, а отчасти даже и знание церковной традиции, ушло к светским людям, которые были к Церкви настроены в лучшем случае равнодушно, а иногда и враждебно. До революции появлялись светские в научном отношении очень хорошие, по тем временам, работы, где содержалась прямо хула на святого Григория Паламу и других святых. Такие работы писали лучшие в дореволюционное время русские византинисты, но светской школы, которые все церковное не любили, а церковные не могли противостать этому.

И вот если мы хотим быть наследниками в этом отношении святых Кирилла и Мефодия,что, конечно же, необходимо, то нам сейчас нужно стремиться к тому, чтобы самим быть учеными христианами, чтоб самим быть людьми хотя бы просто образованными, насколько это для нас доступно, и в отношении церковных наук, конечно, делать все, что от нас зависит.

Но и более важные примеры, по крайней мере, потому, что менее очевидные, оставили нам святые Кирилл и Мефодий. Долгое время братья были мирянами. И когда они проповедовали у славян, они тоже большую часть времени были мирянами, хотя впоследствии Мефодий сделался епископом Моравским. Но, естественно, что он стал епископом той паствы, которой он проповедовал, а не потому, что сделал какую-то церковную карьеру. Это было естественным результатом его миссии.

Что же касается святого Кирилла, то он в течение своей жизни не принимал никакого священного сана, никогда его и не имел, а всю свою жизнь, и все свои миссионерские подвиги совершил в качестве мирянина под именем Константин, и только незадолго до смерти он принял монашеский постриг. Но повторю, только монашеский постриг без священного сана. И вот в монашестве он стал Кириллом, но святым он стал, еще будучи Константином, потом у что в монашестве он почти уже и не подвизался, так как вскоре умер.

Это означает, что не надо ожидать, что мы должны стать клириками какими-нибудь, пойти в церковь на работу для того, чтобы стать христианином, или для того, чтобы действительно работать над собой и в меру сил помогать другим работать над собой, чтобы становиться христианами. Ничего для этого не надо вообще. Не надо даже монашеского пострига.

Но надо сказать, что святой Константин еще до того, как стать Кириллом, был по внутреннему человеку, конечно же, монахом. Та жизнь, которую он вел, не была связана с обитанием в каком-то монастыре, послушанием игумену и так далее. Но поскольку она была связана с тем, чтобы всецело придать себя Богу, послушанию воле Божией, то по сути дела эта жизнь была монашеской, и монашеский постриг просто стал естественным выражением этой жизни.

Но без такого внешнего выражения она все равно была бы той, которой была – то есть той же самой жизнью. Поэтому он был монахом и до пострига, а после пострига просто явил это миру. Вот так и мы можем жить в наше время.

В наше время гораздо меньше, чем во время святого Кирилла, остается возможности жить монахом в монастыре и каким-то более или менее традиционным образом сохранять свою монашескую жизнь. Это всегда было трудно. Это было трудно и во времена Кирилла в IX веке, но все-таки сейчас это неизмеримо труднее, чем тогда.

Не надо думать, что он тогда был один такой, просто он получил еще в силу других особенностей своего жития очень большую известность, а не все же люди, кто так жил, занимались проповедью новым народам, да еще столь успешной. Но кто-то ведь тоже занимался проповедью, но не так успешно, поэтому не получилось такой славы в мире. Тем не менее, были такие люди, хотя и немного.

Но для нашего времени все, наверное, изменилось. У нас нормальных монастырей, монашеских общин практически нет. Есть, конечно, но очень мало. А такого образа жизни, которым жил святой Кирилл, могут держаться многие. Поэтому не надо копировать свою жизнь по стандартам – пусть даже эти стандарты взяты из житий святых. Они, несомненно, доброкачественные, это указатели на то, как жили раньше святые, и на них надо оглядываться. Но, не находя ничего подходящего в этих стандартах лично для себя, не надо говорить, что, значит, для меня вообще ничего подходящего нет, и не буду жить по-христиански.

Во-первых, даже если бы мы ничего и не знали подходящего, все равно надо просить вразумления у Бога, потому что не может быть, чтобы не было для меня чего-то подходящего. В конце концов, это может быть даже совсем новый образ жизни, — но только вряд ли. Скорее всего, если посмотреть внимательнее, то мы найдем что-то подходящее для себя, только этот образец будет для своего времени не очень известным.

И вот такими не очень известными и распространенными для своего времени образцами христианской жизни являются Кирилл и Мефодий. И особенно Кирилл, о котором мы даже больше знаем. Сейчас его пример, наоборот, наверное, должен стать более типичным образом подражания Христу.

Святых Кирилла и Мефодия молитвами да сподобимся мы иметь часть в их проповеди и в их наследии.

Аминь.