Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Как многие помнят, начинается Великий пост, и он начинается чином Прощения. Чин Прощения – это, конечно, очень хорошо, когда все вот тут собрались, и зачастую это такие люди, которые друг другу ничем особо не досадили (хотя по-всякому бывает), и просят друг у друга прощения. Но это — вершина айсберга, а основное заключается в том, чтобы примириться со всеми, насколько это зависит от нас.

Примирение в целом дело обоюдное, поэтому полностью это никогда от нас зависеть не может. Мы можем не беспокоиться за то, что от нас не зависит, а то, что зависит – должно быть сделано. Не обязательно именно сегодня, но где-то надо попросить прощения, где-то исправить, сделать какие-то дела в отношении этих людей. Простить внутренне – это надо делать до того, как собираешься что-то делать внешне.

Вообще не должно быть у православного человека обиды. Обида – это состояние, которое свидетельствует о твоей духовной невменяемости. На что можно обидеться? Это просто крайнее неразумие. Типа того, чтобы быть добровольно пьяным от собственных мыслей. Зачем? Не может быть никакой причины, чтобы на кого-то обидеться. Да, может быть, приходится терпеть какой-то ущерб – это очень неприятно. Но если на нас упал кирпич, мы же не будем обижаться на него, что он упал, нам это в голову не придет, хотя, может быть, нам это очень неприятно.

Бывает, что нам от людей неприятно, но люди здесь имеют то же самое значение, что этот кирпич. Здесь промысл Божий. И не надо уподобляться, как говорил авва Дорофей, собаке, которая бросается грызть брошенный в нее камень. Если мы потерпели какие-то неприятности от людей, то совершено бессмысленно на них обижаться. Если же мы все-таки на них обижаемся, то значит, у нас какая-то болезнь, — если нас вот так можно задеть. Так это ж хорошо, что мы это увидели – мы будем над этим работать. Можно быть только признательным за это человеку.

Но если у него, положим, не было никакой хорошей цели по отношению к нам, то можно не быть признательным. Но это полезный урок, надо работать над собой, а он показал, в каком месте надо работать. И  не может быть даже речи о том, чтобы не прощать. Если мы не прощаем, значит, мы обижаемся, значит, это у нас большие проблемы, над которыми надо работать. Кажется, здесь все понятно.

А вот звонить своим знакомым и «спамить», как сейчас выражаются, «прости меня – прости меня» — вот этого тоже делать не надо. И так много шума вокруг нас происходит. Создавать вот эти ритуальные прощания, когда прощать особо не в чем, вот это очень дурной стиль и девальвация самого испрашивания прощения. Когда десять, тридцать человек в сутки тебя попросят прощения, предполагая, что ты в ответ будешь просить прощения – ну что это такое? Это просто информационный шум, который надо выключать, как всякий шум. Конечно, грубить в ответ на «прости меня» тоже неправильно, но самому так делать не надо.

Аминь.

епископ Григорий