Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Сегодня мы совершаем память Павла Латрского, Елевферия и матери его Анфии, как они называются в византийской традиции. Что касается Павла Латрского, то это византийский святой и особенно важный. Хотя когда процвело афонское монашество, оно затмило славу Латрской обители, поэтому сейчас многие об этом периоде не знают. Но если бы не было Латрской обители, которую основал преподобный Павел в конце IX и начале Х века, то ничего бы не получилось.
Там появилась новая монашеская колония, которая именно в Византии, а не только на Синае в Палестине, где тоже было очень сильное монашество, занималась тем, чтобы монашество было делом именно внутренним, чтобы монахи занимались внутренней молитвой, и учение о молитве Иисусовой развивалось именно в этой обители, и потом оттуда, но уже не при жизни Павла Латрского, а в XI веке, лет через сто и более, через его учеников перешло на Афон и в другие места.
Поэтому, конечно, надо особо почитать Павла Латрского как одного из учителей умного делания, хотя довольно мало из его поучений дошло — совсем крохи дошли. Понятно, что лучшим его поучением стали его ученики, от которых дошло больше, и ученики учеников, через которых вообще до нас дошла вся эта традиция.
Что касается мученика Елевферия и матери его Анфии, то надо сказать, что дошедшее до нас их житие весьма легендарное, но в нем тоже есть много важного и ценного. Наверное, здесь сейчас невозможно рассказать, с чем это может быть связано, но важно, что это связано с обстановкой VI века, когда одни и те же миссионеры действовали среди славян и жителей латинского происхождения на территории современной Югославии. Именно там была кафедра епископа Елевферия, на которой он стал епископом, по преданию, в возрасте 20 лет, но ему сразу же пришлось исчезнуть оттуда.
Эти же миссионеры проповедовали на территории современного Йемена и Саудовской Аравии тамошним арабским племенам, именно нехристианам (арабы-христиане жили севернее), и довольно успешно это делали, но в результате на них были гонения от язычников и иудеев, которых тоже там было много. Вот такая странная была география того мира.
Епископ Елевферий, возможно, был епископ тех племен. То есть он, может быть, начал свою жизнь в Иллирике, на территории Югославии или Албании, а продолжил там. Именно для арабов было характерно, чтобы человек, вместо отчества имел имя матери, и святой, действующий вместе с матерью, выглядел естественно в той среде. Само имя его матери Анфия, по-видимому, арабское.
Еще интересно его житие тем, что это единственный православный святой, который проповедовал животным. Обычно считается, что таким был Франциск Ассизский, и что это католическая традиция — проповедовать животным, но в Житии мученика Елевферия есть такая сцена, когда он от гонителей уходит куда-то в горы, и это где-то на территории современной Югославии, и к нему собираются всякие дикие звери в большом количестве со всего леса, и он им начинает проповедовать про Христа. Правда, не очень понятно, что эти звери усвоили, но, видимо, им стало как-то лучше. Впрочем, из аналогичных католических рассказов тоже не очень понятно, что звери усвоили.
Поэтому, конечно, стоит узнавать жития святых, и, при некоторых навыках чтения, можно извлечь оттуда очень много полезного. Но что можно извлечь полезного из проповеди животным? Конечно, не то, что нам тоже надо подражать таковому подвигу и проповедовать животным. Но «всякое дыхание да хвалит Господа». Все они также являются проявлением Божьего промысла о человеке, о нас.
Конечно, мы с ними должны быть, как и со всей природой, в очень хороших и гармоничных отношениях. Но если неодушевленная природа и даже растения не могут так ясно выразить, то животные выражают, поэтому многие животные сопровождали святых подвижников. Мы знаем очень много примеров из церковной истории, и у нас тоже должна быть вот такая гармония с природой и особо ярко выражаемая гармония с животным миром.
Вот пришлось, благодаря таким святым, упомянуть о такой теме, о которой обычно забывают и не упоминают.
Аминь.