Сначала это был праздник всех апостолов, а после постройки в Константинополе храма в честь Петра и Павла – только их; апостол — посланный от Бога; становясь христианами, мы становимся апостолами на проповедь; мы проповедуем за или против христианства собственной жизнью; мы должны научиться сдерживать эмоции и блокировать их от проявления вовне; вопрос — что я должен делать? — будет содействовать нашему глубинному исправлению.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Сегодня мы совершаем память святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Вначале этот праздник был посвящен вообще всем апостолам, но когда в Константинополе был построен храм святых апостолов Петра и Павла, то он стал праздником двух самых главных апостолов Петра и Павла. И уже завтра будет продолжение этого праздника – собор славных и всехвальных 12 апостолов.
В этот день мы совершаем церковное воспоминание, которое доносит до всех, даже до тех, кто очень слабо представляет, что такое христианство, слово о первоверховных апостолах. Мы читали Новый Завет, Деяния Апостолов, в котором еще больше узнали о Павле, послания которого составляют значительную часть Нового Завета. Но когда мы думаем о том, как жизнь апостолов относится к нашей собственной, то здесь бывает много недоумения. Но думать об этом мы обязаны.
“Апостол” — буквально значит “посланный” от Бога. Но посланными являются буквально все христиане, потому что Господь говорит, когда обращается к своим ученикам: Я посылаю вас как овец среди волков. И много раз говорит: Я посылаю вас на проповедь. Поэтому, хотим мы этого или не хотим, но, становясь христианами, мы становимся апостолами на проповедь. Конечно, не все имеют такое служение, как апостол Павел, который превзошел всех остальных апостолов своей проповедью во всей вселенной. Но даже если мы к какой-то особенной проповеди и обращению к народу не призваны, то мы все призваны к тому, чтобы свидетельствовать от самого себя. Об этом апостол Павел говорит в одном из своих посланий братьям-христианам, ходящим за ним: имя Божие находится в поношении перед язычниками. Потому что если мы в своей жизни не проповедуем подлинное христианство, то мы все равно проповедуем христианство, только неподлинное и извращенное. И нас справедливо начинают осуждать за наше “проповедание”, которым мы наносим вред подлинному христианству. Если мы христиане, то мы начинаем проповедовать по крайней мере перед теми, кто с нами соприкасается в жизни. И когда мы проповедуем за христианство, то на деле получается, что мы проповедуем против христианства. И не нужно думать про себя, что мы являемся маленькими людьми, которых не видно. Каждый из нас, к сожалению, очень заметен.
Поэтому надо смотреть, как мы проявляем себя как христиане перед христианами и перед нехристианами. В чем же это может в быту выражаться? В том, что, прежде всего, мы должны научиться хотя бы сдерживаться. У нас бывает очень много поводов для отрицательных эмоций и весьма много поводов для положительных эмоций. Причем поводы для положительных эмоций мы склонны пропускать, а поводы для отрицательных эмоций мы склонны не только не пропускать, но подогревать и помногу раз возвращаться к старым. Поэтому, действительно, пока мы это внутри себя не поменяем, у нас очень много поводов для недовольства, и нам очень трудно это изменить, хотя мы должны над этим работать. А что же делать, пока нам не удается это изменить?
Если мы ничего с собой не делаем, проявляем те эмоции, которые у нас есть, ходим с соответствующим выражением лица, то, конечно, это не только не помогает нам исправиться, но, наоборот, закрепляя негативный результат, мы становимся все хуже и хуже. Но если мы начинаем сдерживаться, то начинается процесс в другом направлении – исправления.
Мы, прежде всего, должны уклониться от зла. Поэтому так важно научиться вообще сдержанному поведению. То есть, если у тебя есть какая-то эмоция, то прежде чем ее анализировать, хорошая она или плохая, — тем более, что в эмоциях вообще никогда ничего особо хорошего не бывает, — она должна быть заблокирована от проявления вовне. Мы не должны проявлять свое настоящее настроение.
Мы не должны проявлять свое настоящее настроение, но должны проявлять то настроение, которое соответствует нашим внутренним установкам, как нам надо жить. И, Боже упаси, мы не должны не только ни на кого кричать, но даже просто выказывать свое недовольство больше, чем в той мере, в которой это необходимо для реального исправления. И когда мы взаимодействуем с кем-то, то мы всегда должны думать, чего мы в данном случае хотим добиться. И дальше стараться делать что-то рациональное. Иногда бывает рациональным просто ничего не делать.
Если мы будем вести себя как-то иначе, то мы все больше и больше будем уходить в неблагоприятное взаимодействие с внешней средой, наше состояние будет все больше и больше от него зависеть, и мы никогда не найдем себе покоя. Потому что даже если мы уединимся от друзей, мы не сможем эмоционально отделиться от них, мы будем воспоминания об этих друзьях носить в себе, и они все равно покоя не дадут. Поэтому первый шаг в сторону исправления должен состоять в том, чтобы научиться сдерживаться. И научиться в своей внутренней жизни не предаваться мыслям, не думать о том, как кто-то там смог так плохо поступить, а думать о том, что надо сделать в данной ситуации, как можно это исправить, для того, чтобы чего-то хорошего достигнуть.
Всегда вопрос должен ставиться так: что я должен делать? Это уже будет содействовать нашему глубинному исправлению. И будет содействовать обретению независимости от внешнего мира и реальному внутреннему единению. А, с другой стороны, это будет свидетельством о вере, по крайней мере, не таким плохим, как оно было бы в противном случае, а может быть даже и хорошим. И тогда мы уподобимся апостолам.
Аминь.