Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня один из таких дней, когда в церковь приходят не только те, у кого в жизни она присутствует постоянно, но и те , кто ходит в церковь два раза в год – за святой водой или куличи святить в известный всем день, или, бывает, еще за вербой. Это означает то, что какое-то доверие к тому, что существует в церкви, есть даже и у таких людей. А это, в свою очередь, означает, что когда они сильно заболеют, будут помирать или находиться в какой-то опасности, они начнут молиться или пытаться молиться – это уж как умеют, — но вспомнят об этом. Скорее всего — вспомнят.

Но вот если к этому всему еще разума прибавить немного, то можно подумать заранее о том, что те ситуации, когда мы обращаемся к Богу, не должны быть для нас крайними – должны быть обычными. Мы всегда должны обращаться к Богу, и тогда будет совершенно другой взгляд на всю нашу жизнь, она сама просто по-другому пойдет. Ничего особенного для этого не надо.

Если Бог есть, то Он есть всегда. Не только когда мы болеем или еще какие-то неприятные приключения случаются, а и когда мы себя чувствуем хорошо и нам особенно кажется нелепым о Нем вспоминать, потому что много приятных мыслей и так. Но ведь все равно Бог есть. Нельзя сказать, что какие-то мысли при воспоминании о Боге станут неприятными. Какие-то станут, конечно, — например то, что касается заведомо греховных удовольствий, – и хорошо, что станут. А какие-то просто немного убавят приятность, но останутся при нас.

Мы получим то, что является неполезным для жизни вечной, но может быть полезным для жизни временной – это тоже вполне здорово и допустимо, пожалуйста. Это нас не повредит. А если без Бога и без молитвы, то повреждение будет, к сожалению. Причем нас будет вредить и хорошее, и плохое. Только когда нас вредит хорошее – мы этому радуемся, а когда вредит плохое – мы этому не рады, конечно.

Все должно быть с Богом. Не только святая вода, хотя можно начать с нее, потому что все равно с чего начать, лишь бы начать. Вот начать или не начать – это не все равно. А с чего именно начать — все равно. Но начать надо, приняв христианство как целое. Вот такое маленькое предисловие.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы совершаем праздник, который называется Богоявлением. Это день, когда Христос явился народу. Явился уже как проповедник, а после этого Он принял крещение и проповедовал последние несколько лет своей жизни, предположительно три года, до самого Своего распятия. Он явился не как человек, которого раньше видели и знали, а именно как Мессия.

Первый раз произошло такое чудо, которое являло Его как Мессию. Во время крещения сошел на Него голубь, который был символом Святого Духа, и глас был с неба, что это Сын Мой возлюбленный, на Нем Мое благоволение. Это голос был от Бога.

Еще до того, как это совершилось Иоанн Предтеча, который Его крестил, говорил, что он сам не является Мессией, но за ним уже прямо идет Тот, Кто Мессией является. То есть уже Иоанн Предтеча говорил о себе, как об одном из пророков, которые и раньше были, но при этом он говорил, что он последний из пророков. Он тот из пророков, за которым уже прямо идет Мессия. А те остальные, которые были раньше, они тоже говорили о Мессии, но не о том, что прямо вот сейчас уже Мессия придет.

Разверзлись Небеса, и, по церковному Преданию, на которое намекают евангельские тексты, если читать их немножко между строк, — но не выдумывая содержание, а просто исходя из того, как в то время писали о таких вещах, а сейчас об этом известно довольно много, и вот если читать между строк, то все совпадет с тем, о чем говорит и Церковное Предание, которое сохранило эти толкования, — разверзлись Небеса, и стало видно устройство Небес, но не в смысле астрономическом или физическом, а в смысле духовной реальности, реальности жизни в Боге, реальности ангелов.

Свет осветил изнутри воды, в которых крестился Христос, то есть Христос вошел в воды, и воды наполнились светом. Почему и праздник сегодня в Греции до сих пор называется – а название это старое, в IV веке его употребляет Григорий Богослов, Слово которого мы читали, — праздник Святых Светов. В Евангелии прямо не сказано, что там какие-то «светы» были, но это очень устойчивое Предание, и оно Евангелием подразумевается. Кто может внимательно читать эти тексты, тот это находит.

Что такое Свет? Это тот же самый Свет, который в Евангелии был особенно ясно явлен на Фаворе несколько позже, когда Господь преобразился, это нетварный Свет Божества. Или попросту говоря – это Бог Сам по Себе, Который воспринимается как Свет. Но не тот свет, который мы воспринимаем чувственно нашим зрением, а другой Свет, который чувственно зрением нашим мы воспринять вообще не можем. Но когда мы Его воспринимаем, то мы сами меняемся и получаем то зрение, которое обычно не имеем.

Вот таким образом происходит непосредственное Божие откровение. Таким образом произошло откровение при Крещении Господнем в Иордане. И это было первое откровение для многих людей о том, что это и Мессия, и Бог. Поэтому сегодняшний праздник так вот и называется – Богоявление. А крещение, то есть «погружение» в переводе с греческого языка — это просто по тому событию, которое произошло в земной реальности, то есть погружение Иисуса в реку Иордан. Но поскольку это событие было, то и так тоже можно назвать этот праздник.

И для нас сегодня это должно быть важным не только тем, что, как поется в песнопении, «освящается вод естество», что в память того, как Господь Своим схождением в воды Иордана освятил Иорданские воды, совершается с древнейших времен, вероятно еще с первых христианских (чинопоследование, молитвы несколько менялись, но сам праздник прослеживается в очень глубокую христианскую древность), в этот день освящение вод, но самое главное то, что это день, когда Бог нам особо открывается.

Потом это происходило и в Воскресение, и в Вознесение, а несколько раньше – в Преображение Господне. И каждый из этих дней должен быть воспоминанием этих событий – это очень важно, но не только это должно быть. Еще мы должны понимать, что это должно происходить  в нас. Христианская жизнь заключается не в том, чтобы не болеть. Мы знаем, что многие святые всю жизнь болели или вообще умерли в молодом возрасте – как угодно. Также она заключается не в том, чтобы жить долго и счастливо. Мы знаем, что некоторые святые жили коротко и сверхкоротко. В каком-то смысле они жили счастливо, да, но те, которые хотят любить долго и счастливо и умереть в один день – те обычно имеют в виду другое счастье, а не то, о котором думают те, кто приходит в церковь только за святой водой.

Вот сейчас многие чувствуют, что когда их кропят святой водой, то это может иметь отношение к их собственному очищению от грехов. Конечно, может иметь, а может и не иметь.

Когда может иметь? Тогда, когда мы сами хотим каяться в своих грехах, когда стараемся их осознать, а осознав, хотим просить помощи у Бога, чтобы их не делать, и, попросив помощь, действительно не делать. А если сделаем, не дай Бог, то опять каяться, но никогда с ними не смиряться. Это самое главное и самое важное.

Но, конечно, это ступень для того, чтобы войти в Церковь. Человек, который не кается, который о своих грехах не думает, никак христианином быть не может. Он может, конечно, ходить в Церковь регулярно, соблюдать все обряды – и такое, в самом деле, встречается время от времени, — но, к сожалению, этот человек вообще не христианин. Даже нельзя сказать, что он плохой христианин, потому что он никакой не христианин.

Но если человек кается, старается, хотя и попадает опять в свои грехи, то он может и плохой, но христианин – это важно. И тогда он приходит в Церковь, причащается, исповедуется, а еще и берет ту воду, которая сегодня освящается, ее пьет или кропит ею разные помещения – это все пожалуйста. Но самое главное, что он делает – он исповедуется и причащается. Это особенно важно для всех.

Христианская жизнь состоит в том, чтобы быть со Христом. Вот христианская – значит, что со Христом. Казалось бы, все просто. Это то, что бывает внутри у каждого человека, если он причащается и исповедуется в Истинной Церкви. Это все вполне возможно.

Поэтому, кто уже сейчас исповедуется и причащается, те должны от этого не отпадать, за это держаться, радоваться каждой возможности, когда это удается, особенно вот в такие великие праздники. Те, кто еще этого не делает, но уже знает, что это такое, уже читал об этом, верит в это, хотя по какой-то причине не приступил, те должны думать, как им приступить.

Это не значит, что они сразу должны побежать, броситься приступать – это как раз не надо. Надо не скорее, а лучше. То есть может быть надо поговорить со священником, повстречаться еще как-то, может быть поисповедоваться какое-то время, но не причащаться, а потом уже причаститься – это уже индивидуально. Главное – начать этот путь.

А те, кто вообще не знает что это такое, что такое причастие, исповедь, те имеют прекрасную возможность это узнать, потому что эту возможность имеют все, кто не умер. А если он здесь сейчас стоит, то значит, он не умер, значит, он имеет свою возможность узнать. Очень хорошо – надо узнавать, стараться. Надо понимать, что все это в Евангелии говорится – надо участвовать в Тайной Вечери, которая там была. Эти слова, наверное, многим знакомы. Господь говорит: «Сие творите в Мое воспоминание». Это и есть Евхаристия, таинство причастия, другими словами.

Это обязательно надо понимать и делать. Просто хорошим человеком быть, конечно, надо, но не получится, во-первых, а, во-вторых, этого недостаточно, даже если бы получилось. А вот надо быть христианином.

Поэтому каждый сейчас может осознать, что его отделяет от христианства. Может быть, и стоит здесь какой-нибудь человек полностью святой – вот его ничего не отделяет от христианства. А всех остальных что-нибудь да отделяет, и немало. Но дальше надо задать себе вопрос: что я должен делать?

Аминь.