Обращение евнуха-эфиопа апостолом Филиппом и проникновение христианства в Африку. Проповедь истинного православие в современной Африке. Нужно смотреть на новообращенных, чтобы избежать охлаждения к христианской жизни.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
В период между Пасхой и Пятидесятницей в будние дни за литургией читается книга Деяний святых Апостолов, которую начинают читать в сам день Пасхи, и так до Пятидесятницы она вся прочитывается. И как раз сегодня такой день, когда читали рассказ об обращении апостолом Филиппом некоего мурина или, как сказано в русском переводе (что соответствует греческому) эфиопа, евнуха и вельможу Кандакии, царицы Эфиопской. Но эфиопами, или муринами в средние века называли не только тех, кого мы сейчас называем эфиопами, но и некоторые другие народы, в частности, нубийцев. И Кандакия это имя не собственное, а нарицательное — так назывались царицы, которые правили в Нубии; там верховная власть всегда принадлежала женщинам и особым образом наследовалась. И вот, получается, что вельможа этой царицы придерживался ветхозаветной веры иудейской, совершал паломничества в Иерусалим, как это было положено; а значит, в Нубии были и другие люди, придерживались той же веры. И видимо, книгу пророка Исаии он читал на греческом языке, потому что даже иудеи в Египте и в пограничной с ним Нубии пользовались больше греческим языком, а не еврейским, и Ветхий Завет был специально для их нужд переведен на греческий язык.
И апостол Филипп спросил этого евнуха на греческом языке, причем в виде рифмованной поговорки: “Понимаешь ли, что читаешь?” И тот ему искренне ответил, что не понимает, о ком там говорится. А читал он место, где как раз говорилось о скорбях, которые претерпит некий посланник Божий: “Яко овча на заколение ведеся” и так далее. И евнух недоумевал, о себе ли это говорил пророк, и если о себе, то что в его жизни этому соответствовало, или он говорит о ком-то другом. А поскольку это было пророчество о Мессии, одно из главных ветхозаветных пророчеств о том, что Мессия придет и пострадает, то апостол Филипп, начиная от этих слов, объяснил евнуху христианство и крестил его, когда они подъехали к реке, после чего Филипп навсегда исчез из поля зрения этого мужа. И таким образом, в Нубию прибыл первый христианин, и с тех пор в Эфиопии пошло христианство; эфиопы считают, что этот евнух был приближенным их царицы.
Таким образом, христианство на Африканском континенте стало распространяться почти сразу. Уже первые Апостолы, по преданию, там проповедовали. И вот, если мы говорим, что наши нынешние времена чем-то похожи на времена первохристианские — тогда мир был языческий, и христиан в нем было мало; а сейчас мир именует себя христианским, но на самом деле он по сути языческий или еретический, а истинных христиан в нем очень мало, — то эти параллели можно продолжить и относительно распространения христианства в Африке. Потому что в то время, как народы Европы, которые когда-то были воспитаны в христианстве, уже забыли его, но им кажется, что они его знают, и они даже не хотят о нем слушать в массе своей (хотя, конечно, бывают исключения), — многие народы Африканского континента до сих пор ничего или почти ничего не слышали о христианстве и готовы его принять. К сожалению, большим успехом среди африканцев пользуются проповедники ислама, но и христианство в последние 40 лет там тоже распространяется, в Черной Африке, только теперь уже не на востоке континента, а на западе; в том числе распространяется и истинное православие. Началось это все с Кении и Уганды, где сейчас есть истинно-православные приходы, и сейчас проповедь эта продолжается, и в нашу Церковь тоже обращаются верующие — из Нигерии, африканской страны, где живет треть всего населения Африки. Там у них есть большая община, около 200 человек, которая обратилась за духовным окормлением в нашу Церковь; священника у них пока нет, и вероятно, кто-то из их среды будет рукоположен. Это само по себе очень хорошо, что Африка все-таки принимает истинное православие. И люди там бывают очень верующие, хотя конечно, в массе своей там люди язычники, со своими обычаями, и например, очень трудно человеку добиться, чтобы его уважали, если он не имеет много жен. И даже первые неудачи православного миссионерства в Африке состояли именно в том, что в епископы надо было ставить человека уважаемого, а оказывалось, что если у него мало жен, то его никто уважать не будет. Вот такие проблемы приходилось преодолевать, и сейчас они, слава Богу, более-менее преодолеваются, и это само по себе прекрасно, что в Африке распространяется христианство.
Но конечно, нам надо думать и о себе. Потому что если мы будем даже и успешно проповедовать, даже и истинное православие другим народам, а сами при этом будем “как кимвал бряцающий”, то мы можем опасаться для себя еще больших последствий, нежели те, которых опасался апостол Павел, сказавший эти слова. Поэтому будем смотреть на тех, кто сейчас впервые принимает христианство и искренно обращается, и будем стараться сами относиться к христианству так, как будто мы его только что приняли и только что о нем узнали, и будем все время напоминать себе: зачем мы пришли в Церковь? зачем мы стали православными? И так вот, может быть, мы будем хоть с каким-то успехом бороться с тем охлаждением и разленением, с той привычкой к христианской жизни, которые неизбежно наступают, если с ними не бороться, и приводят к тому, что, оставаясь наружно христианами, мы совершенно перестаем ими быть на самом деле. А потом мы удивляемся, почему мы не спасаемся. Поэтому, чтобы нам не явиться посрамленными на Страшном суде, будем смотреть на новообращенных людей и вообще вспоминать, как мы сами относились к христианству, когда только его приняли, и будем стараться не привыкать к тому, что мы христиане. Аминь.