Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы вспоминаем чудо о расслабленном – это первое в ряду трех чудес, которые вспоминаются в послепасхальный период и которые, как нам объясняется сегодня в синаксаре, поставлены в это время потому, что они совершались Христом во время иудейской Пятидесятницы. Так это или нет – это отдельный вопрос, по крайней мере, в Византии так считали, и мы имеем такие указания в церковном уставе. Говоря о сегодняшнем воспоминании – в Неделю о Расслабленном, – мы не должны ограничиваться самым простым смыслом, который, конечно, может быть, самый важный, но надо смотреть и дальше, если мы люди верующие, церковные и не первый год стараемся быть христианами.

Самый простой смысл раскрывается в сегодняшнем кондаке и во многих других песнопениях сегодняшнего дня: «Душу мою, Господи, во гресех всяческих, и безместными деяньми люте разслаблену, воздвигни Божественным Твоим предстательством». Телесное расслабление этого расслабленного соответствует расслаблению греховной души, от которого мы просим Господа нас избавить. Я повторю, что это очевидный, хотя и самый важный для нас практический смысл. Но если смотреть дальше, то здесь очень много указаний.

Конечно, обращает на себя внимание цифра 38 – столько лет он провел в болезни. Почему такая особенность, зачем нам это знать? Как всегда бывает в Писании, числа на что-то указывают и куда-то отсылают. 38 лет скитался израильский народ по пустыне, согласно Книге Второзакония. Круглая цифра 40, но в Библии бывает и 38, и 42.

38 – это тот момент, когда Моисей приводит народ израильский на противоположную сторону от земли обетованнной со стороны Иордана и, перед тем как умереть, не заходя в Святую Землю, наставляет всех, что им делать, и говорит о покаянии. Овчая купель тоже является образом Иордана. Она была сделана так, чтобы все паломники, которые приходят с севера – а для приходящих с юга была сделана аналогичная купель Силоамская, где тоже происходили чудеса, – проходили через купель. Потому что даже на Храмовую гору, а не то, чтобы в Храм или во двор Храма, нельзя было вступить без омовения. Для тех, кто постоянно туда ходил, существовали многочисленные купели, в которых они омывались, но когда на большие праздники шли толпы паломников, то нужно было сделать что-то вроде перехода через Иордан, – таково назначение купелей с севера и юга.

Поэтому связь между 38 годами расслабленного и Иорданом очевидна. И вот почему расслабленный не мог перейти? Потому что он не имел человека, который бы его перевел. Моисей и Иисус Навин были такими людьми, но они переводили в Ветхом Завете. А здесь речь идет о Новом Завете. А для Нового Завета никакой человек недостаточен, даже если это пророк, поставленный Богом. Только Сам Господь Иисус Христос, Который дает Новый Завет, может перевести. Духовный Иордан, духовная земля обетованная, которые открылись расслабленному, могут быть доступны только, если переведет Господь Иисус Христос.

Это имеет прямое отношение к тому, как нам всем жить в нашей обыденной жизни. Конечно, мы читаем всюду – и это правда, – что мы должны сами стараться в этом, в этом, и в этом. И в то же время, мы, может быть, тоже читаем и слышим, но пропускаем мимо ушей, хотя нас предупреждают заранее, что основная цель старания не достигнется. Может быть, что-то конкретное получится, но основная цель – нет. Но это нам говорится не для того, чтобы мы не старались, и тем более не для того, чтобы мы загоняли себя в какую-то безнадегу.  Наоборот: получится, потому что Господь это сделает, глядя на наши старания.

Вот этот расслабленный сидел 38 лет, не мог сделать того, что ему было надо. Но он просто сидел, терпел свою болезнь и ждал. Вот так мы терпим свои болезни, в том числе греховные, от которых Господь нас пока не избавляет, потому что надо, чтобы было и наше усилие. Мы должны понимать свою недостаточность, свое бессилие в том, чтобы действительно избавиться от грехов, и если мы это поймем, то тогда захотим того, чтобы Господь нас от них избавил, и приписывали бы избавление не себе, а Ему.

Сколько каждый из нас может вспомнить,  что как только он выходил из каких-то искушений или получал какое-то утешение Божие, то сразу начинал Бога забывать, потому что это воспринимается как должное или, что еще хуже, как своя заслуга. А для того, чтобы воспринимать избавление как Божие, надо понимать, что у меня нет совсем никаких способностей к этому, —действительно, познать свое бессилие, а это не может быть приятным делом. Это не просто какой-то дискомфорт или страдание, но обязательно еще сопряженное с этим чувство безнадежности.

Пока я чувствую, что у меня есть еще какие-то резервы, я не буду чувствовать свое бессилие. А чтобы понять силу Божию, надо понять свое бессилие. Духовно опытный человек может понять свое бессилие без всяких ощущений, потому что он заранее знает и видит, но этому опыту надо еще учиться, и еще неизвестно, научимся ли. А учиться можно только вот таким терпением не только всевозможных скорбей, но обязательно ощущением безнадежности их преодолеть своими силами. И тогда будет желание, чтобы Бог нам помог, и тут безнадежности никакой быть не может, — и Господь приходит к нам.

Вот так открывается нам Новый Завет. А Ветхий Завет, который относится ко всем нам и без него не бывает Нового, заключается в том, чтобы нам избегать грубого греховного поведения, за которое бывает наказание. Новый Завет – это то, что от нас не требуется в обязательном порядке, за неисполнение его нет наказания, но зато есть за его исполнение Царствие Небесное. Напомню еще раз: за то, что кто-то соблюдает уголовный кодекс, никто его не награждает, но за нарушение его судят. А награждают за другое – за совершение подвигов, которые не требуются в обязательном порядке ни от кого.

Вот так же и в Новом Завете. Но подвиги совершаются с помощью Божией, но тогда, когда мы за ней обращаемся. Поэтому, примеряя к себе положение расслабленного, к чему нас призывает сегодняшнее богослужение и Евангелие, мы думаем о том, чтобы исполнить и ветхозаветную меру, но и том, чтобы прийти в новозаветную и быть по-настоящему христианами.

Аминь.

епископ Григорий (Лурье)