Отец Александр своей смертью открыл нам новую жизнь. Всякие угрозы нависают над нами для того, чтобы мы исправляли свою жизнь, а не для того, чтобы мы их пугались.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Каждый раз, когда мы совершаем церковное Новолетие, как сегодня, мы совершаем память нашего первого настоятеля и основателя нашего прихода, убиенного протоиерея Александра. И действительно, получается, что если начало церковного года символизирует новую жизнь, то эту новую жизнь для нас и открыл отец Александр. С тех пор, как его убили, прошло уже семь лет, и за все это время не было ни одного года, когда наш приход не подвергался бы каким-либо опасностям, и когда не было бы под угрозой то дело, ради которого о. Александр трудился и ради которого он был убит. Но, милостью Божией, несмотря на то, что были всякие опасные ситуации, несмотря на то, что по временам приходилось терпеть какой-то ущерб, но все-таки мы выходили из всех этих испытаний, можно сказать, даже и сильнее. И постепенно мы смогли открыть этот храм, смогли его как-то отремонтировать и достроить, смогли здесь служить регулярно и сделать так, как хотел о. Александр, — чтобы здесь действительно был приход; и Церковь наша тоже существует.
Но конечно, можно прогнозировать, что и дальше тоже будут всякие испытания. И прежде всего, мы должны научиться тому, чему, собственно, эти испытания нас и учат, — тому, чтобы не бояться всяких угроз. Нужно их ясно видеть (не бояться их просто потому, что не видишь, свойственно животным, а не людям), но не бояться, понимая, что в конечном итоге, если говорить о любой угрозе, которая относится и ко всей Церкви в целом, и к нашему приходу в отдельности, и лично к каждому из нас, наших прихожан, конечный результат воздействия этой угрозы будет зависеть от того, как мы сами будем ее воспринимать. Потому что если мы будем воспринимать ее так, чтобы она служила нам во спасение, т.е. стараться исправлять свою жизнь соответственно тому, что требуется в данный момент, соответственно тому, что особенно нехорошо в нашей жизни сейчас, тогда угроза пройдет раньше и урон, который она нанесет, будет меньше. А если мы не будем извлекать нужных уроков, то конечно, тогда Господу придется нас вразумлять, потому что Он не захочет нас сразу оставить, но вразумлять придется все более и более жесткими средствами.
И конечно, мы должны быть уверены, что если промыслом Божиим было так устроено, что Господь отнял от нас настоятеля, то это значит, что каким-то более милосердным по отношению к нашему приходу способом это сделать было нельзя. Потому что мы не можем говорить, что смерть человека является немилосердием к нему самому, потому что для человека, наверное, нет ничего лучше, чем принять мученическую кончину за Христа; но для тех, кто лишается этого человека, это в любом случае будет скорбь, хотя бы и житейская. И мы можем быть уверены, что если бы было какое-нибудь более мягкое средство, которое могло бы на нас подействовать нужным образом, то было бы применено оно, а не то, которое было бы применено на самом деле. И вот поэтому получается, что в начале индикта мы празднуем не только начало нашей церковной жизни, но и особенный праздник внимания к себе. Мы должны особенно спрашивать себя в этот день, что мы делаем такого, за что Господь может нас опять не пощадить. И обычно на этот вопрос всегда находится какой-то конкретный ответ, причем даже не такой общий, что мы грешим, т.к. это понятно, а какой-то вполне конкретный и применимый именно к данному году. И надо стараться смотреть, что прошедший год показывает насчет того, что каждый из нас должен в себе исправить, и стараться это исправить. Но с другой стороны, надо понимать, что те угрозы, которые неизбежно будут и дальше нависать над всеми нами (никуда мы от этого не денемся), — все они не для того, чтобы мы их боялись, не для того, чтобы мы впадали в панику, а для того, чтобы подходили к ним с верой в Бога и с желанием исправить свою жизнь. Аминь.