Пост есть воздержание и послушание Церкви, а также наиболее простая из заповедей; кто ее не исполняет, тот более высоких заповедей исполнить никогда не сможет. Что значит втайне молиться и поститься. О прощении действительных и мнимых обид. Ни о ком не надо судить, что он плохой или хороший, а внимать только себе и Богу, и тогда мы перестанем обижаться и получим внутренний покой.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Сегодня, накануне Великого поста, Святая Церковь вспоминает изгнание Адама из рая, и, как подчеркивается в сегодняшнем богослужении, воспоминание это положено накануне Великого поста именно потому, что Адам не соблюл заповедь о пощении, и поэтому сейчас, соблюдая заповедь о пощении, но, конечно, в другой форме, а не в той, в какой ее получил Адам, мы опять входим в рай и возвращаем себе то, что потерял он, а через него и весь наш род.
Но что такое заповедь о пощении? Это, конечно, не есть, как многие думают, терпение голода. Это воздержание, но воздержание не в виде голода, потому что Адам в раю никак не голодал, и поэтому просто глупо было бы думать, что он нарушил заповедь о пощении потому, что не выдержал голода. А что он нарушил? Он нарушил послушание Богу. Значит, в посте главное — послушание. Когда мы постимся именно в том настоящем смысле, в каком призывает нас поститься Церковь, мы отказываемся от исполнения своей воли. Она не обязательно заключается в том, чтобы поесть; она может заключаться в чем угодно, и в чем только она не заключается… И вот, именно воздерживаясь от исполнения своей воли и стараясь исполнить волю Божию, мы как раз и соблюдаем тем самым заповедь поста. И в то же время заповедь поста является наиболее доступной для нас и для нашего понимания. Многие люди, особенно нецерковные, говорят так: “Зачем нам поститься? Вот любить ближнего — это да, это надо. А вот поститься… Зачем поститься? Какая разница кому-то от того, что я поем? Все равно еды много, и я никого еды не лишу, если съем что-то скоромное…” Вот это, конечно, безумное рассуждение. Потому что любить ближнего — это, конечно, важнее, чем поститься, и тут это рассуждение, хотя и безумное, но верное. Но как ты можешь любить ближнего, если ты не получишь для этого благодати Божией, силы от Бога? Потому что своими силами никто не может любить ближнего иной любовью, кроме греховной. Так что лучше его уж и не любить, чем так любить. А чтобы любить его так, как Господь велит, нужно получить для этого дар Божий. Дар Божий, благодать Божия дается только за послушание. Но если ты не оказываешь элементарного послушания, причем в том, для чего у тебя уже сейчас есть силы, — не постишься (а ведь в какой-то степени для того, чтобы поститься, силы есть у всех) и не употребляешь имеющиеся силы для того, чтобы исполнить заповедь Божию, — то смешно предполагать, что Господь подаст тебе силы исполнить что-то такое, что ты сейчас исполнить не можешь. И поэтому либо у тебя никакой любви к ближним не будет, либо, скорее всего, будет такая любовь, которая является еще худшим грехом, чем отсутствие той любви, которую заповедал Бог.
Поститься в среду и пятницу и в другие посты, назначенные Церковью, мы все можем, пусть и в разной мере; и поэтому если мы этим пренебрегаем, то мы пренебрегаем Самим Богом и отвергаем помощь Божию вообще во всем, в том числе в том, чего мы сейчас не умеем делать. Поэтому недаром есть церковное правило, которое людей, не соблюдающих посты просто по пренебрежению к ним, потому что не считают нужным это делать, просто отлучает от Церкви. Потому что одним тем, что мы отказываемся соблюдать пост, даже если мы ничего другого плохого не делаем, мы уже говорим Богу: “Путей Твоих ведети не хощем”, — и сами себя ставим вне Церкви. Хотя действительно, как говорит апостол Павел — и в преддверии Великого поста мы как раз за богослужением читали эти слова, — если мы едим, то мы ничего не приобретаем, а если не едим, то ничего не теряем, и само по себе неядение, так же как и ядение чего бы то ни было не ставит нас пред Богом и не является никакой добродетелью. Добродетелью воздержание от пищи является только как послушание Богу, — и именно в этом смысл поста. Именно это нарушил в свое время Адам в раю, и именно это мы должны исполнить, для того чтобы вернуться туда, откуда он ниспал.
И в сегодняшнем евангельском чтении даются некоторые советы от Господа, которые особенно важно помнить, входя в пост. Один из них заключается в том, что не нужно никому показываться постящимся, т.е. не надо иметь такой вид, будто ты постишься; и вообще, совершая какие бы то ни было добродетели, заповеданные Богом, будь то пост или молитва, мы никоим образом не должны показывать, что мы их совершаем. Молиться надо втайне, и втайне надо поститься. Конечно, можно спросить: какая же тут тайна, если все приходят в церковь молиться, и все мы соблюдаем пост в одно и то же время, установленное Церковью? Тайна тут имеется в виду в другом смысле. Потому что то, как мы это внутренне соблюдаем, каждый знает только сам за себя, и про каждого знает, конечно, Бог; отчасти мы знаем это про тех, кто поручен нашему попечению, если такие люди есть, а вот за всех остальных мы и вообще ни в какой степени этого знать не можем. И вот, исходя из того, что мы должны сами проходить втайне свою собственную христианскую жизнь по ее внутреннему содержанию, мы должны так же выстраивать и свои отношения с ближними. В сегодняшнем евангельском чтении было сказано еще и о том, что если мы хотим, чтобы нам простились наши прегрешения, мы сами должны всех прощать. Конечно, мы это в разных формах постоянно слышим и в Евангелии, и за богослужением, и прежде всего мы думаем — и это правильно — о том, что есть какие-то люди, которые нас обидели или сделали нам что-то такое неприятное, и что мы должны их прощать. Это, конечно, так — действительно, мы должны их прощать. Но это у нас, может быть, не очень-то хорошо получается. Хотя, конечно, мы должны помнить, что всяко эти люди перед нами не так виноваты, как мы перед Богом, но Господь нас прощает, и поэтому мы тоже можем простить наших обидчиков.
Но, к великому сожалению, мы не прощаем и имеем всякие обиды не только по отношению к людям, которые вольно или невольно сделали лично нам что-то нехорошее, а почему-то и еще очень ко многим другим людям. Например, мы начинаем себя сравнивать с какими-то людьми, которые ходят по улице, и думать: “Почему вот у них все получается, или получается то-то или то-то, а вот у меня не получается?” — и начинаем им завидовать прямо или, может быть, косвенно, думая: “Почему у меня это не получается, а у них получается? Значит либо я какой-то неполноценный, но это вряд ли, а просто, наверное, есть какие-то вокруг меня люди, которые мешают мне проявиться, а так бы я был не хуже вот того человека… Значит, окружающие меня люди мешают мне достигнуть того, чего я хочу”. И вот, люди, которые виноваты просто тем, что они оказались где-то рядом, а больше ничего нам не делали, оказываются виноватыми, потому что с одними мы себя сравниваем, и нам кажется, что они гораздо хуже нас, а достигли чего-то большего; а других мы виним в том, что мы не достигли того, чего достигли другие. И получается, что все сколько-нибудь знакомые нам люди так или иначе оказываются перед нами виноваты, и нам есть за что их прощать.
Но конечно, с христианской точки зрения на это надо смотреть иначе. Хочется сказать, что мы должны всех людей простить раз и навсегда, но это, конечно, не совсем правильно, потому что эти люди перед нами не виноваты, и поэтому неуместно говорить о том, что мы их прощаем. Мы просто должны перестать обижаться на всех и вся на ровном месте, иначе мы не найдем никакого покоя. А как это сделать? Как сделать так, чтобы нас не задевало положение других людей, чтобы мы перестали задаваться вопросами: “Почему ему можно, а мне нельзя? Почему он этого достиг, а я нет? Почему мне мое окружение помешало этого достигнуть, а ему его окружение не помешало?” Чтоб таких вопросов не ставить, надо понимать самое главное — что в отношении смысла нашей жизни и достижения Царствия Небесного все, что делается, делается только втайне. И нам может какой-то человек казаться неблагочестивым и неуспешным, а он может быть праведником; некоторые юродивые, например, вообще выглядели богохульниками. А в то же время может оказаться, что какой-то человек успешен, все у него хорошо, и по христианской части все вроде бы хорошо, как может показаться со стороны, — а на самом деле там Бог весть что. Поэтому недаром отцы говорят: “Прежде смерти никого не ублажай”, — да и после смерти можно ублажать только тех, кого Господь прославит.
И здесь, конечно, самое главное то, что мы не должны никого судить (слово “обижаться” тут не совсем точное). Мы не только не должны выносить какие-то приговоры, что кто-то плохой, но мы не должны выносить и приговоры, что кто-то хороший. Потому что по естеству своему все созданы Богом одинаково, и все хороши, потому что нет никакого Божия создания, которое было бы плохим. Поэтому можно сказать, что все люди хорошие. И при этом мы никого не судим и не осуждаем, потому что это относится в равной степени ко всем. А если мы начинаем судить об индивидуальных различиях, то мы начинаем лезть в то, что нас не касается и что нам знать не нужно. И тогда, конечно, возникают всякие обиды, нам хочется обижаться, и мы не можем никого простить. И вот, с этим надо работать. Надо, чтобы, проходя пост, мы видели свои собственные немощи и совершенно не смотрели на то, какие немощи есть у других, как они плохо постятся или еще что-нибудь плохо делают, а смотреть только на себя. И тогда мы получим некоторый душевный покой, который дается в обмен на то, что человек перестает внимать кому-либо, кроме самого себя и Бога. И тогда мы успокоимся от раздирающих нас всевозможных обид и прочих дурных стремлений и сподобимся пользы от поста и, в конечном итоге, Царствия Небесного. Аминь.