Мы начинаем готовиться вместе с Господом войти в Иерусалим. Первенство среди христиан заключается в том, чтобы быть последним из всех и всем слугой. Но это не значит, что надо слушаться всех подряд во всем; послушание должно быть с рассуждением, иначе мы поработимся бесам. Нельзя оказывать милостыню за чужой счет. Нужно стремиться не к земному преуспеянию, а к исполнению воли Божией.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Сегодня мы слышали Евангелие от Марка о том, как Господь говорит Своим ученикам о том, что Он уже идет во Иерусалим, и что там с Ним произойдет — что Его там схватят и убьют. Из Евангелия от Луки мы знаем, что этот путь в Иерусалим занял примерно три недели, а в нашем богослужении это все свернуто в одну неделю; уже на следующей неделе в богослужении пойдет речь о Лазаре, который сначала заболевает, потом умирает, а потом четыре дня лежит в гробу, после чего Господь его воскрешает в грядущую субботу. И сейчас мы уже подходим к Страстям Господним и с сегодняшнего дня вместе с Господом начинаем путь в Иерусалим; перед самым входом в Иерусалим будет воскрешение Лазаря и Лазарева суббота, и мы тоже должны соответствующим образом готовить себя внутренне.
А как готовить?Об этом опять же говорит сегодняшнее Евангельское чтение. После слов Господа о том, что с Ним скоро произойдет, сыны Зеведеевы попросили Его о том, чтобы им сидеть вместе с Ним одному одесную, а другому ошуюю и, в ответ на встречный вопрос Господа, согласились пить чашу, которую пьет Он. Конечно, согласно святоотеческим толкованиям, они не вполне понимали, о чем просят, но во всяком случае, это было желание разделить с Господом ту участь, которую Он будет иметь, и вера в то, что все закончится в конце концов Его прославлением и приведет к прославлению и их вместе с Ним у Отца Небесного. А другие ученики оказались еще менее понимающими, о чем речь, и обиделись на сынов Зеведеевых за то, что они будто бы хотят обойти всех остальных и получить какое-то первенство. И тогда Господь говорит им, а через них всем нам, в чем состоит первенство, которого мы должны искать и находить, чтобы войти в Царствие Небесное, в чем состоит первенство среди христиан: оно состоит в том, чтобы всем быть последними. Если кто-то хочет быть старшим, т.е. главным, повелителем, тот как раз должен выступать как слуга по отношению ко всем своим собратьям и даже не только собратьям.
Что это означает на практике для нас? Некоторые люди понимают это так, что надо делать все, что тебе ни скажут, совершенно все подряд. Но мы не видим, чтобы Господь послушно делал все, что Ему говорили. Ему предлагали сделать и то, и это; и само Его служение началось с того, что к нему приступил диавол и говорил: “сделай то, сделай это”, — а Господь отнюдь не оказал послушания ни диаволу, ни людям, которые потом к Нему приступали и тоже требовали от Него того, что не согласно с волей Божией. Послушание должно быть, конечно, воле Божией и людям тоже — но лишь постольку, поскольку это согласно с волей Божией. Т.е., говоря святоотеческим языком, послушание должно быть с рассуждением.
Рассуждение — это главная добродетель, без которой все прочие христианские добродетели, включая и послушание, не могу быть исполнены. Потому что послушание кому попало приводит в конце концов послушанию не кому попало, а именно бесам. Сначала это вводит беспорядок в нашу жизнь, но если мы не исправимся, то в конце концов поработимся бесам, и в результате кто нас первый дернет, кто нас поманит, к тому мы и идем, и конечно в таком случае мы всегда будем катиться по наклонной плоскости. А если мы хотим идти за Христом, то нам все время придется преодолевать сопротивление среды, а это означает, что мы не слушаемся тех, кто нас призывает — и кнутом, и пряником — делать что-то несогласное с волей Божией. Т.е. искать надо все-таки волю Божию и в отношениях с людьми искать прежде всего воли Божией.
Конечно, если речь идет о каких-то бытовых отношениях, то это достаточно просто. Если меня просят или я сам понимаю, что что-то хорошо сделать для помощи какому-то человеку, и это не идет вразрез ни с какими моими обязанностями, которые для меня еще важнее, тогда, конечно, надо это делать. Но если, например, я должен делать одно, а вместо этого мне предлагают делать другое, то тогда надо еще десять раз подумать. Например, нельзя оказывать благодеяния ближним за счет других ближних. Что-то свое мы можем отдавать в качестве милостыни, а вот то, что принадлежит, может быть, не нам, а просто отдано нам на сохранение, мы не можем отдавать. Это касается не только каких-то материальных ценностей, но и нервных затрат и вообще всяких забот. Т.е. мы можем вешать какие-то хлопоты на свою шею, но не на шею, например, людей, с которыми мы живем. Скажем, ввести в свой дом странника — это не всегда хорошо, прежде всего по отношению к семье, которая там живет. Это, конечно, вещи элементарные.
Вообще, нужно исполнять все добродетели с рассуждением и стремиться искать не того, чтобы в жизни земной как-то состояться, и чтобы люди говорили вокруг, что вот, он достиг того-то и того-то, — а стремиться совсем к другому: чтобы Господь про нас сказал, что он достиг Царствия Небесного. А для этого, конечно, мы должны свой внутренний покой находить не в каком-то положении в обществе, не в том, что нас люди одобряют, пусть даже это будут православные христиане, а в том, что мы исполняем заповеди, за что нас одобряет Господь. Если мы видим, что мы можем поступить по заповеди, это для нас должно быть всегда спокойней, чем какой бы то ни было внешний результат. Будем теперь, в оставшиеся немногие дни поста — совсем уже немногие, всего лишь две недели, — смотреть вместе с Господом в Иерусалим, который является сначала как место казни и всяких страданий, но даже такой Иерусалим оказывается образом Царствия Небесного, которое есть новый, небесный Иерусалим, истинная Церковь Христова, в который Господь да управит вместе с собою всех нас. Аминь.