Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы уже вплотную подошли к тому, чтобы готовиться к Великому посту, хотя нам еще в прошлое воскресенье напоминало об этом евангельское чтение о Закхее, но сейчас уже все богослужение обращено к теме Великого поста, и сейчас у нас на неделе не будет даже обычного поста. Вот такое приготовление к посту – так, чтобы не поститься вообще.

До конца  VII века было иначе. В это время начинался весьма строгий пост, который занимал понедельник, вторник и среду и продолжался до вечера четверга – три с половиной дня он занимал. Пост назывался «предначинательный» по отношению к Великому посту или еще «пост ниневитян», потому что в это время воспоминалось покаяние ниневитян. Этот пост сохраняется до сих пор у монофизитов и несториан. Но для расподобления с монофизитами этот пост был отменен и заменен на сплошную седмицу в конце VII  века.

Это остаток структуры Великого поста, которая была принята на всем востоке. От нее остаток — также и наша Масленица. Пост продолжался не семь недель, как у нас, а восемь. Но при этом в субботу и воскресенье можно было есть молочное и яйца — то, что сейчас едят в масленицу, — но зато неделя нынешней масленицы была первой седмицей поста.

Потом пост сократили на неделю, в субботу и воскресенье молочное и яйца запретили, но сделали целую неделю перед постом – вот так и набирается масленица. Кроме того, еще за две недели до поста бывший предначинательный пост тоже отменен.  Получается, что сегодня мы готовимся к посту тем, чтобы не поститься. В этом есть очень хорошее не только иносказание, но даже прямое сказание и тренировка.

Потому что и когда мы постимся, и когда мы празднуем, мы обучаемся совершенно одному и тому же – быть с Богом и молиться, независимо от того, праздник сейчас или пост. Праздник помогает нам одним способом это делать, а пост другим – главное, чтобы помогал. А то мы привыкли, чтобы пост помогал, а праздник мешал, но так нельзя.

И вот чтобы правильно начать воспринимать праздник или отсутствие поста, направлена сегодняшняя седмица. Мы не постимся, но настраиваемся на пост. Во время праздников внутренне должен быть пост, а  во время поста внутренне должен быть праздник. Поэтому и то и другое у нас всегда – и пощение, и празднование.

Тема мытаря и фарисея вместо темы ниневитян, которая была здесь исторически, возникла уже позже, но она вполне уместна. И сегодня в синаксаре мы читали, что такое вообще постный период, что такое триодь, и там говорится о том, с чего хорошо начать все это вхождение в постный период, — чтобы признать в себе фарисея и постараться стать мытарем.

Притча эта, я надеюсь, всем известна, все ее помнят, и здесь  я не могу сказать ничего больше того, что может человек сказать себе сам, прочитав в евангелии или послушав сегодня в богослужении. Поэтому повторю самое главное: сейчас у нас вот такая странная седмица, в каком-то смысле похожая на масленицу, но все-таки еще более странная, когда мы должны готовиться к посту тем, чтобы совсем не поститься.

Аминь.

епископ Григорий