Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Для чего нужно причащаться за литургией Преждеосвященных Даров? — Пост и подготовка к причастию располагает к научению постоянной памяти Божией.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

В течение Великого поста Церковь нам предлагает такие дни, о которых не все православные христиане даже и знают, а те мало-мальски сознательные христиане, которые о них знают, обычно ими не пользуются. Это дни, когда совершается литургия Преждеосвященных Даров. И по уставу она должна всегда совершаться только вечером, для того чтобы в течение целого дня люди постились именно в основном смысле этого слова, т.е. вообще ничего не ели, и чтобы сам пост приготовлял нас к встрече с Богом, которая должна произойти вечером. И для чего же это полезно? Это полезно для того, чтобы мы учились сосредотачивать свое внимание, чтобы мы учились, занимаясь теми делами, которые все мы в будние дни должны совершать по работе — а такие вечерние богослужения совершаются только в будние дни, и во все будние дни мы обычно не освобождены от своих каких-то трудов, которые должны нести по работе, и от всяких мирских в том или ином смысле (даже и у монахов в монастыре) дел, — чтобы среди всех этих дел мы учились иметь память Божию.

И вот, такие дни, как сегодня, особенно к этому располагают. И одним из таких средств расположения нас к памяти Божией является пост. Потому что если мы постимся, если мы помним, что нам ничего есть нельзя (а в наши привычки обычно входит что-то есть в течение дня), то тогда уже одно это нам напоминает о причине того, почему нам сегодня есть нельзя, — о встрече с Богом. Ну, может быть, еще больше, хочется надеяться, нас к этому сосредоточению в течение дня подвигает та мысль, что вечером мы должны придти в церковь и причаститься за литургией. Уже это само по себе очень хорошо.

Но как бы то ни было, что бы там у нас ни происходило, из-за того что мы так вот научаемся помнить о Боге в течение дня, готовиться к причастию именно не сидя дома и не в процессе здорового сна, который у нас бывает ночью перед утренним причастием, а именно среди всяких наших житейских забот, мы постепенно должны научаться держать память Божию и тогда, когда мы вечером причащаться не будем, во все прочие дни нашей жизни. И вот такого рода упражнения и навыки, которые приобретаются через них, — это один из самых главных уроков всего Великого поста. Поэтому надо, конечно, стараться, когда мы только можем, использовать такие дни, стараться причащаться вечером всегда, когда совершается такая служба. А совершается она далеко не каждый день, как мы помним; а из тех дней, когда она совершается, мы далеко не всегда физически можем придти и причаститься. И поэтому те случаи, когда мы можем это сделать, мы должны использовать, должны стараться, и тогда, Бог даст, мы и Пасху будем внимательнее и более празднично совершать; и пятьдесят дней празднования Пасхи, которые наступят, тоже будем совершать со вниманием и с памятью Божией, что это именно праздник, праздник духовный; и в течение всего года нам будет легче держать память Божию, и мы не будем упускать память Божию из своего внутреннего внимания. Аминь.