Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня мы первый раз в этом году отслужили литургию Преждеосвященных Даров. Хорошо, что хоть и не так много народа, но нашлись люди, которые смогли прийти и подготовиться к причастию. Конечно, полноценное провождение времени поста предполагает участие во всех литургиях Преждеосвященных Даров.

Когда-то, в первом тысячелетии, литургия Преждеосвященных Даров служилась каждый день поста, и каждый день надо было не есть до вечера, вечером причаститься за этой литургией – и так вот проводить целый день в трудах и молитве, а вечер в еде и сне, а перед сном еще раз в молитве. Потом этот обычай упразднился, стали служить литургию только два раза в неделю или третий раз тогда, когда есть какая-то еще особая причина, которая бывает довольно редко.

Получается, что многие люди не имеют возможности посетить эту литургию и причаститься за ней даже в том случае, если они сами являются членами прихода, где эта литургия служится. Есть еще и такие места, где просто не могут служить эту литургию по разным техническим причинам. Но у нас, слава Богу, можно, и если обстоятельства позволяют, то надо стараться в этом участвовать.

Неправильно думать о Евхаристии так, что, мол, “я решил потратить часть своей жизни на так называемое говение, как выражались до революции, буду поститься, уходить от всяких праздных дел, от развлечений, побольше молиться, потом причащусь”. Христианская жизнь требует другого.

Конечно, если люди не готовы жить по-христиански,для них это не очень важно, то от них получить даже то, что я только что сказал, трудно. Но в наше время такие люди в подавляющем большинстве не становятся православными. Предположим, они говорят, что они тоже православные, если их спросить, и на вопрос “веруют ли они в Бога” не все, но большинство ответят, что веруют. Это правда, и в каких-то ситуациях они Ему молятся, но это еще далеко до христианской жизни.

Христианская жизнь – это жизнь церковная. Если мы хотим, чтобы церковь нас меняла, — а иначе какой смысл в нее приходить, разве что за психотерапией, а духовный смысл, настоящий только в том, чтобы она нас меняла, — то мы должны позволить ей это делать. Когда она говорит, что надо вот такие-то средства использовать, которые она предоставляет, то мы должны, по возможности, их использовать.

Если нам эти средства не нужны, Господь о нас заботится иначе – это тоже возможно, но тогда у нас просто не будет возможности прийти на литургию, потому что Господь видит наши дела. Кому-то он дает тюрьму, ссылку, жизнь в труднодоступных местностях или болезнь, в которой он всеми брошен, – всякое бывает. Но если ничего такого особенного в нашей жизни нет, то, значит, в ней есть то, что есть просто у обычных православных христиан, и, значит, мы этим должны пользоваться.

Тогда получается, что мы должны одним способом и одним образом причащаться в воскресные и прочие праздничные дни – воскресенье очень большой праздник, поэтому праздничные дни, прежде всего,воскресные, а потом все остальные, — и другим способом в дни постные. И вот этот другой способ для постных дней – это и есть литургия Преждеосвященных Даров.

Прекрасно, когда с самого утра мы настраиваемся на то, что нас в конце дня ожидает богослужение и причастие. Тогда и пост идет во благо, потому что, если мы ничего не вкушаем, то это тоже средство, которое позволяет нам, несмотря на то, что мыв это время заняты разными делами, как-то помнить о Боге.

Когда ясно, к чемуголод, к чему он ведет, а ведет он в данном случае к причастию, тогда для человека, не страдающего какими-то болезнями — к сожалению, многие страдают болезнями, поэтому приходится делать такую оговорку, — это очень приятно, потому что дает ему дополнительное средство для того, чтобы не отвлекаться на то, от чего у него потом остается крайне неприятный осадок. Я имею в виду суетные вещи или даже просто греховные, а надо прибывать мыслью в Боге.

Поэтому так важно держать нам пост, и особенно важно в этом посту держать особый пост перед литургией Преждеосвященных Даров и полноценно, то есть с причастием, участвовать в этой литургии. Поэтому благодарим Бога за то, что у нас опять такая возможность была, попросим Бога, чтобы она не прекращалась у нас и впредь, и докажем, что действительно мы просим об этом Бога тем, что будем сами ее использовать в той мере, в которой она у нас будет.

Аминь.